Источник: Агентство нефтегазовой информации, Анастасия Дьякова
http://www.angi.ru/news/2847342-%C3%CE%D1%D2%20%E4%EB%FF%20%C0%C7%D1%20%ED%E0%F7%ED%E5%F2%20%E4%E5%E9%F1%F2%E2%EE%E2%E0%F2%FC%20%E2%20%FF%ED%E2%E0%F0%E5-%F4%E5%E2%F0%E0%EB%E5%202018%20%E3%EE%E4%E0/
ГОСТ для АЗС начнет действовать в январе-феврале 2018 года
Москва. ГОСТ для АЗС, разрабатываемый Федерацией автовладельцев России (ФАР) в рамках Программы добровольной сертификации Росстандарта, начнет действовать в январе-феврале 2018 года. Об этом Агентству нефтегазовой информации сообщил руководитель общественного движения Сергей Канаев.
Система включена в план национальной стандартизации 2017, процедура регистрации Росстандарта должна завершиться в ноябре этого года. Напомним, гоcстандарт позволит стимулировать заправочные станции, улучшать уровень качества топлива и услуг для потребителя. Водители в специальном мобильном приложении смогут получить информацию об уровне сервиса и актуальных итогах плановых и внеплановых проверок АЗС контролирующими органами.
«Три года назад мы занялись мониторингом качества топлива на АЗС, и за это время поняли, что одними наказаниями, невозможно поднять ни сервис, ни качество топлива. А именно эти показатели важны для потребителей. Ввод добровольного ГОСТа для автозаправок подразумевает регулярные проверки АЗС, в том числе, на соблюдение технического регламента, закона о защите прав потребителей. Операторы, которые согласны на сертификацию, могут подвергаться проверкам не каждые три года, как это сейчас происходит, а каждые девять месяцев. В нашем случае, нарушение – контрафактное топливо или плохо оказанная услуга – это уже не просто штраф или административное наказание, это потеря репутации, статуса. Это, на наш взгляд, не пустой звук для бизнеса, а реально стимулирует к поддержанию качества на АЗС», - отметил Сергей Канаев.
Методика основана на международном опыте, социологических опросах водителей и требованиях российского законодательства. Коррупционную составляющую, как отмечают в ФАР, свели к нулю. Качество топлива будут оценивать специалисты Росстандарта, а качество сервиса – представители ФАР. Предварительно общественники также пройдут аккредитацию в Росстандарте. Все стандарты будут четко прописаны в техническом регламенте.
Система оценки уровня услуг будет отражаться в виде звезд – от одной до пяти, и будет отвечать реальным требованиям автовладельцев к качеству предоставляемых услуг, включая организацию доступной среды для маломобильных групп населения.
Одна звезда может быть присвоена практически любой АЗС, поскольку необходимые для этого требования сейчас соблюдает подавляющее большинство автозаправок. Две звезды ФАР планирует выдавать в случае, если на заправке можно оплатить топливо и другие товары банковской картой. У персонала при этом должны быть бейджи с фамилиями, именами и должностями. Обязательно наличие туалетной комнаты с водоснабжением и отоплением. Три звезды получат АЗС, на территории которых работают кафе и магазин. Также необходимо наличие работника, помогающего клиентам заправлять автомобили. Четыре звезды будут доступны для автозаправок с сетью Wi-Fi, терминалами для оплаты мобильной связи и других услуг, а также актуальными паспортами качества топлива. Пять звезд получат те операторы, у которых, помимо соблюдения предыдущих условий, будет положительная оценка топлива от Росстандарта.
Для прохождения добровольной сертификации необходимо подать заявку в Росстандарт. На основании данных проверки представителей ведомства и ФАР, АЗС получит заключение в виде специальных наклеек. Каждая соответствует качеству топлива и звезде рейтинга. Таким образом, потребитель будет знать о статусе АЗС, увидев наклейку или проверив станцию на карте мобильного приложения. К слову, с помощью интернет-сервиса автовладельцы смогут оставлять собственные отзывы о качестве топлива или услуг.
Участники рынка уже отреагировали на инициативу ФАР.
«У ВИНКов – ЛУКОЙЛа, Роснефти, «Газпром нефти» идея вызвала положительную реакцию. Они понимают, что такой ГОСТ не просто любопытен, а действительно может способствовать развитию здоровой конкурентной среды и стимулировать операторов к новым достижениям. Система создает конкурентные преимущества для добросовестных продавцов», - пояснил Сергей Канаев.
Отметим, ГОСТ пройдет публичное обсуждение, а также обсуждение в техническом комитете Росстандарта.