В начале июня 2022 года вступили в силу 132 стандарта национального и межосударственного уровня.
Приведем краткий обзор некоторых их них, введенных впервые.
ГОСТ Р 59812-2021 «Доступность для инвалидов объектов городской инфраструктуры. Общие требования. Показатели и критерии оценки доступности» разработан Российским институтом стандартизации (ФГБУ «РСТ»).
Предназначен для применения при ремонте, эксплуатации и содержании существующих зданий и сооружений, при их экспертизе, оценке соответствия и сертификации, приведении к необходимому уровню доступности, а также при решении иных задач обеспечения для инвалидов равных условий жизнедеятельности с другими гражданами, с учетом реализации принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления».
Документ приводит классификацию объектов с беспрепятственным доступом инвалидов. Это объекты:
- социальной инфраструктуры (объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты);
- инженерной (коммунальной) инфраструктуры (административные здания, в которых ведется прием населения по коммунальным вопросам; городские общественные туалеты);
- транспортной инфраструктуры (аэро-, авто-, железнодорожные, морские, речные вокзалы; транспортно-пересадочные узлы; станции метрополитена и железнодорожного транспорта; остановочные пункты наземного пассажирского транспорта; станции пассажирского монорельсового транспорта, пассажирских наземных (фуникулеров) и подвесных канатных дорог; мосты, путепроводы, эстакады, туннели, в которых расположены пешеходные коммуникации, в том числе надземные и подземные пешеходные переходы);
- иные социально-значимые объекты (многофункциональные центры оказания государственных услуг; объекты потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; культуры, досуга, физической культуры и спорта; почтовой, телеграфной и телефонной связи; кредитно-финансового и жилищно-коммунального обслуживания населения; ритуально-похоронного обслуживания населения и объекты, в которых осуществляется прием населения по другим вопросам).
Для каждого вида объектов с беспрепятственным доступом стандарт содержит требования, показатели и критерии доступности.
ГОСТ Р 70061-2022 «Оборудование горно-шахтное. Пункты переключения в самоспасатели. Общие технические требования» распространяется на пункты переключения в самоспасатели (ППС).
Использование ППС является одним из способов спасения подземного персонала, застигнутого аварией в горных выработках шахт. ППС обеспечивают доступ при эвакуации из аварийных участков к резервным самоспасателям с установленным временем защитного действия.
Требования настоящего стандарта распространяются на предприятия и организации угольной (сланцевой), горнорудной, машиностроительной и других отраслей промышленности, осуществляющих проектирование, изготовление, испытания и эксплуатацию ППС, вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.
Документ определяет ППС как подземное сооружение (укрытие) для хранения резервных самоспасателей и защиты подземного персонала от воздействия вредных факторов рудничной атмосферы при переключении в резервные самоспасатели в аварийных ситуациях, а также для отдыха горноспасателей во время ликвидации аварий.
Приводится классификация ППС и их основные параметры. Например, время автономного снабжения воздухом для дыхания, - не менее 90 минут, а расчетное время переключения, не более 40 секунд.
ГОСТ Р 70092-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экономических изысканий» распространяется на автомобильные дороги общего пользования и искусственные сооружения на них, за исключением улиц населенных пунктов.
Экономические изыскания выполняют при проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта. Являются обязательными при разработке проектов нового строительства и реконструкции объектов проектирования. Необходимость проведения экономических изысканий при капитальном ремонте объектов проектирования определяет застройщик или технический заказчик.
Задачи экономических изысканий: сбор, обработка, систематизация и анализ исходных данных; прогноз интенсивности движения на объекте проектирования; расчет общественной (социально-экономической) эффективности создания объекта проектирования, при необходимости — расчет коммерческой и бюджетной эффективности; обоснование выбора варианта трассы, варианта очередности строительства, реконструкции, капитального ремонта.
К источникам получения данных о фактической интенсивности движения относятся:
- ретроспективные данные:
- данные статистического учета автоматизированных пунктов учета интенсивности движения;
- данные статистического учета стационарных комплексов фото- или видеофиксации нарушений правил дорожного движения;
- данные контрольных учетов интенсивности движения, проводимые балансодержателями автомобильных дорог;
- данные спутниковых навигационных систем;
- данные натурных обследований интенсивности движения, ранее выполненных для рассматриваемого объекта или в рамках выполнения других проектных, изыскательских или обосновывающих работ в области развития дорожно-транспортной инфраструктуры в зоне непосредственного тяготения;
- иные источники информации.