В преддверии Дня кораблестроителя, который ежегодно отмечается в России 29 июня, ФГУП «Стандартинформ» подготовил тематический обзор стандартов.
ГОСТ Р 58067–2018 «Техническое обеспечение строящихся, переоборудуемых и ремонтируемых судов. Системы отопления судовых помещений. Требования» введен впервые 1 июля 2018 года и предназначен для применения на предприятиях судостроительной промышленности.
При выборе вида систем отопления необходимо руководствоваться требованиями технологии постройки и ремонта судов, учитывать энерговооруженность построечных мест (наличие в необходимом количестве электроэнергии, пара и горячей жидкости-теплоносителя), а также мобильность систем отопления и затраты на их изготовление и эксплуатацию.
Документ распространяется на системы отопления: парового, жидкостного, воздушного, инфракрасного, электроотопления.
Система инфракрасного отопления состоит из: инфракрасных приборов отопления (керамических, карбоновых, пленочных, резистивных), устройства управления и средств регулирования и автоматической защиты, кабельных трасс.
В состав системы электроотопления входят: электрические конвекционные приборы отопления (конвекторы, электрорадиаторы, трубчатые электронагреватели и т.п.), устройства управления и средства регулирования и автоматической защиты, кабельные трассы.
Системы парового, жидкостного, воздушного отопления снабжены, трубопроводами, а также гибкими рукавами, трубопроводной арматурой и контрольно-измерительными приборами.
ГОСТ Р 54585–2011 «Электрооборудование судовое. Требования безопасности, методы контроля и испытаний» введен 1 июля 2012 года взамен национального стандарта 2000 года и распространяется на судовое электрооборудование, электромеханизмы, агрегаты. Устанавливаются общие требования безопасности к конструктивному исполнению судового электрооборудования: машинам электрическим вращающимся, аппаратам коммутационным низковольтным, распределительным устройствам, электротермическому оборудованию, электроустановочным изделиям, кабелям и проводам, электроинстументу, изделиям светотехническим. Определяются классы судового электрооборудования по способу защиты человека от поражения электрическим током.
Стандарт приводит требования и к сигнализации, которая должна быть световой или звуковой. Световая сигнализация может быть осуществлена с помощью как непрерывно горящих, так и мигающих огней.
Для световых сигналов необходимо применять следующие цвета: красный – для запрещающих и аварийных сигналов, а также для предупреждения о перегрузках, неправильных действиях, опасности и состоянии, требующем немедленного вмешательства; желтый – для привлечения внимания (предупреждение о достижении предельных значений, переход на автоматическую работу); зеленый – для сигнализации безопасности; белый – для обозначения включенного состояния оборудования; синий – для применения в специальных случаях.
Сигнальные лампы должны иметь знаки и надписи, указывающие назначение сигналов.
ГОСТ Р 57797–2017 «Домкраты-съемники гидравлические. Общие технические требования» введен впервые 1 апреля 2018 года. Стандарт распространяется на гидравлические домкраты-съемники, предназначенные для использования при сборке и разборке конусных соединений рулевых устройств и рулевых машин судов и плавсредств различного назначения.
Документ разделяет домкраты-съемники на 9 типоразмеров от ДСГ–1 до ДСГ–9, каждый имеет соответствующие характеристики. Максимальный ход поршня в зависимости от типоразмера может быть от 15 до 30 мм, масса ДСГ–1: 26 кг, ДСГ–5: 100 кг, а ДСГ–9: 525 кг, при этом максимальное рабочее давление у всех типоразмеров 50 мПА.
Домкраты-съемники должны быть работоспособны в температурном интервале от минус 40 оС до плюс 45 оС, при любом пространственном положении.
Справочно. Профессиональный праздник – День кораблестроителя утвержден Правительством РФ в мае 2017 года по инициативе Минпромторга России. Памятная дата приурочена к 350-летию отечественного государственного кораблестроения. Это праздник специалистов, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники.