Источник: ОК-информ
Стандартизация как инструмент развития экономики
Мировое сообщество признает высокую значимость стандартизации для экономики и общества, подчеркивая, что без стандартов невозможно строить цивилизованные и взаимовыгодные торгово-экономические отношения друг с другом. Первым стандартом нового типа, нацеленным на развитие репутационно-ориентированного подхода к ведению бизнеса стал ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций», разработанный ТК 066
Своим мнением о роли нового стандарта в процессе повышения надежности исполнения госзаказа, первых практических результатах его применения и перспективах появления аналогичных стандартов в различных отраслях делились эксперты за круглым столом, организованном ОК-информ в заочном формате.
В разговоре приняли участие:
- Алексей Зажигалкин, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- Галина Иванова, заместитель генерального директора по качеству и испытаниям ЦСиМ ФГУ «Тест-С.-Петербург»;
- Иван Чайка, первый заместитель генерального директора ОАО «ВНИИС», представитель в ИСО/ТК 176;
- Андрей Клементьев, заместитель председателя комитета по государственному заказу Администрации Санкт-Петербурга;
- Владимир Шахов, председатель ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий»;
-Анастасия Морозова, руководитель Центрального органа по сертификации Системы добровольной сертификации «Оценка опыта и деловой репутации»;
- Ольга Каненкова, президент НП «Ассоциация профессионалов по управлению закупками»;
- Игорь Янукович, генеральный директор ООО «МЛМ Нева трейд»;
- Сергей Русских, генеральный директор ООО «Руслифт»;
- Максим Бакман, директор филиала СПб ООО «НВС-Сервис»
- Яна Козлова,директор центра «ПромСтандарт», входящего в структуру Органа по сертификации «СЕРКОНС»
Стандартизация все глубже проникает в различные сферы жизни общества. И очень важно понимать, что это не «придумки» самих стандартизаторов, а реакция стандартизации на объективные потребности, возникающие в обществе.
Стандартизация - потребность общества
Иван Чайка:
- Потребность в механизме, обеспечивающем доверие к производителям продукции или услуг - одна из таких сфер, и, соответственно, ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» - это отклик стандартизации на эту потребность.
Следует отметить, что ГОСТ Р 56002-2014 является далеко не первым в сфере доверия. Так, в конце 1980-х годов международной организацией по стандартизации (ИСО) был принят комплекс стандартов ИСО серии 9000, устанавливающий требования к системам качества. А еще до этого аналогичные стандарты принимались на национальных уровнях в разных странах. В США, например, на эту тему действовали военные стандарты (MIL), применение которых требовалось от предприятий, претендующих на оборонный заказ.
На мой взгляд, анализ причин появления стандартов ИСО серии 9000 может быть весьма показательным для иллюстрации явления и связки: «потребность общества - стандартизация». Поэтому немного углублюсь в эту тему. Восьмидесятые годы прошлого столетия характеризуются насыщенностью рынка товарами, возможностью выбора товара потребителем и ужесточением в связи с этим конкуренции по двум факторам: качество, цена. Понятно, что более дешевый товар при одинаковом качестве выигрывал в конкуренции. Возможности снижения цены производители, прежде всего, видели в сокращении производственных запасов. В мире начинает распространяться производственная система «Тойоты», где поставки на конвейер идут прямо с «колес». В этих условиях традиционная защита от поставок дефектной продукции через входной контроль уже не спасала: при дефектной поставке в отсутствии производственных запасов предприятие вынуждено либо остановить производство, либо выпускать дефектную продукцию, что могло приводить к огромному экономическому и имиджевому ущербу. В этой ситуации у предприятия-потребителя возникает потребность каким-то способом убеждаться в надежности поставщика с точки зрения качества поставок, и эту надежность предприятие-потребитель видит в наличии у поставщика результативной системы качества. Для оценки системы качества поставщика предприятия-потребители формировали у себя штат высококвалифицированных и, соответственно, высокооплачиваемых экспертов, что ложилось бременем на предприятие-потребитель. С другой стороны, на предприятия-поставщики бременем ложилась необходимость постоянно принимать у себя экспертные группы потребителей, представлять им доказательства результативности системы качества, реагировать на замечания и предложения, которые у различных экспертных групп могли быть различными, поскольку каждый имел свое представление о системе качества.
Объективно назревала потребность в выработке единой модели системы качества, которая бы признавалась всеми сторонами, и применение которой давало бы достаточно высокую уверенность в качестве продукции.
Стандартизация ответила на этот вызов разработкой стандартов ИСО серии 9000.
В сочетании с механизмом сертификации стало возможным практическое применение принципа «один стандарт - одна проверка - всеобщее признание», что сняло бремя и с поставщиков, и с потребителей. Стандарты ИСО серии 9000 стали регуляторами в цепи поставок.
По своей природе ГОСТ Р 56002-2014 несет ту же нагрузку, что и ИСО 9001. Однако по своему содержанию оценка по ГОСТ Р 56002-2014, на мой взгляд, дает более полную оценку поставщика продукции и услуги, поскольку анализу подвергаются и состояние материально-технической базы, и финансовые ресурсы, и экономическая устойчивость, и стаж профильной работы, и другие аспекты, которые не оцениваются в ИСО 9001. Поэтому модель стандарта ГОСТ Р 56002-2014 в большей степени отвечает задаче оценки деловой репутации.
Мне кажется достаточно очевидным, что размещение заказа на предприятии с высокой деловой репутацией существенно снижает риски заказчика, полностью отвечает интересам государства и общества, и поэтому делает оценку деловой репутации весьма важной для правильного выбора поставщика.
Аналогов не имеет
ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» был внедрен в минувшем году. Можно ли считать проект по внедрению стандартов нового типа состоявшимся?
Александр Зажигалкин:
- Стандарт считается внедренным, если установленные им нормы, показатели и требования применяются на практике. Другой шкалы успешности в стандартизации нет. Первый же опыт применения ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» показал, что потребность в подобном стандарте действительно велика. И это при том, что этот стандарт - молодой, ему нет и года, и находится он в линейке стандартов нового поколения по оценке нематериальных активов компании, то есть ранее не охваченной стандартизаторами среды.
Могу с уверенностью сказать, что среди национальных и международных стандартов аналогов ГОСТ Р 56002-2014 - нет. Потому завоевать доверие на рынке ему было непросто. Однако профессиональное сообщество все-таки решилось испытать стандарт на практике. Опыт применения стандарта как инструмента предквалификационного отбора в систему госзакупок (на примере торгов по капремонту в Санкт-Петербурге), насколько мне известно, получил высокую оценку Минстроя России. Большие заказы получили компании, обладающие большим опытом, надежной репутацией и квалифицированными трудовыми ресурсами. А по-другому и быть не должно: на рынке приоритет должен отдаваться предприятиям, имеющим прочную деловую репутацию.
Владимир Шахов:
- Без стандартизации развитие национальной экономики - и ее интеграции в мировую - невозможно. Стандарт - документ достаточно высокого уровня, и если он вызывает доверие, то будет доверие, а значит - и спрос на продукцию, при наличии сертификата на соответствие этому стандарту, само собой. Многие отрасли российской экономики сегодня вынуждены экстренно пройти путь импортозамещения. Но это не означает, что российским товаропроизводителям в условиях правительственных антисанкционных мер просто будет дан «зеленый свет» на отечественном рынке. Скорее - наоборот, это должно стимулировать повышение качества и безопасности потребительской продукции. При условии, конечно, что эта продукция должна соответствовать стандартам качества по уровню не ниже европейского. В этом же ряду стоит и продвижение законопроекта «О стандартизации в РФ». В конечном счете, это и вопрос Национальной безопасности тоже.
Когда мы видим, как деформируется сфера сложившихся экспортно-импортных отношений, отечественному производителю товаров и услуг в разработке собственных стратегий развития практически не на что опереться, кроме как на национальную систему стандартизации. Кто будет спорить с тем, что продукция, изготовленная по более строгим стандартам, имеет безусловные конкурентные преимущества, а значит - ее скорее купят? Непростые нынешние внешнеэкономические факторы и вызванные ими кризисные явления в экономике рано или поздно закончатся. А развитие стандартизации и взаимосвязанные с этим процессы повышения конкурентоспособности отечественной продукции только укрепят экономику. И поэтому тоже, самое время возвращать утраченные позиции, заботиться о репутации, наращивать опыт всем производителям продукции и услуг.
Яна Козлова:
- Смысл нового стандарта - ГОСТ Р 56002-2014 - заключается в том, что с помощью определенного алгоритма математической модели просчитывается компетентность строительных компаний, определяется надежность поставщика услуг, а также выясняется: сможет ли компания выполнить предоставляемую работу.
Можно выделить несколько положительных моментов внедрения данного стандарта:
1. Стандарт поможет дать объективную оценку компании, покажет ее отраслевой рейтинг деловой репутации.
2. Наличие сертификата соответствия - значительный плюс при участии компании в тендерах на государственный и частный заказ.
3. При наличии сертификата компания доказывает свое профессиональное развитие, качество своей деятельности и специалистов компании.
Галина Иванова:
- Стандарт - это документ, который согласован заинтересованными сторонами для всеобщего понимания. Поэтому когда идет такая оценка, то здесь не может быть каких-либо личных, либо особенных мнений, когда стандартом определены термины, мнения, установлены показатели, то и оценка будет вестись единообразно. И, следовательно, она будет наиболее эффективна с точки зрения принятия определенных решений. Методические рекомендации по применению стандарта имеют право на существование. Они будут способствовать грамотному применению стандарта всеми заинтересованными сторонами.
Ольга Каненкова:
- На текущий момент понятия «репутация» в законе о закупах не существует. И мы собственными силами собираем информацию о репутации компании, с которой намерены сотрудничать. Затем проверяем ее в ходе совместной работы. И только потом переводим в раздел «поставщиков», у которых могут размещать заказ внутренние клиенты.
Как происходит сбор информации? Понимая, что для разного объема работы нужна разная структура проекта и разный проектный менеджмент, делаем предварительный отбор компаний, которые работают в заданных параметрах. Кроме того, мы выезжаем на объекты, чтобы на месте посмотреть, как компания управляет ими в процессе строительства. Просим поставщиков показать нам объекты через год после сдачи в эксплуатацию - надо же убедиться, что стены не разрушились и швы не расползлись… Все это - большая предварительная работа по сбору информации о репутации. Репутация - это еще и отзывы клиентов, пользовавшихся услугами компании. Репутацию компаний надо сравнивать в одной категории и описывать критерии репутации именно по ней. Например, предприятие занимается строительством федеральных трасс. Значит, надо отобрать компании по признаку «опыт прокладки трасс не менее 100 км».
От отраслевого стандарта - к базовому
Базовый общеотраслевой стандарт оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности стал одним из самых интересных совместных экспериментов Росстандарта и бизнес-сообщества. Этот стандарт направлен на создание здоровой деловой атмосферы на российском рынке, вне зависимости от отраслевых особенностей.
Александр Зажигалкин:
- Сейчас Концепция базового стандарта проходит обсуждение в профессиональной среде. Особенность стандарта заключается в том, что он отходит от отраслевой привязки и дает оценку опыту и деловой репутации коммерческой организации в целом. Если представленный ТК 066 проект стандарта успешно пройдет процедуру общественного обсуждения и будет признан соответствующим всем требованиям к национальным стандартам, он может быть утвержден уже до конца 2015 года. На базе ГОСТ Р 56002-2014 будут со временем разработаны документы по оценке опыта и деловой репутации организаций в других областях экономики (прежде всего, в сферах пожарной безопасности, услуг и т.д.).
В итоге, мы надеемся, будет создана стройная система нормирования и оценки деловой репутации предприятий в широком спектре экономической деятельности в стране.
Исполнение госконтрактов
Каковы же правовые основы применения стандарта ГОСТ Р 56002-2014 и что он может дать заказчику в плане повышения надежности исполнения госконтракта?
Андрей Клементьев:
- В соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных еще в 2013 году, квалификация участников закупки, в том числе - наличие деловой репутации, является нестоимостным критерием оценки.
Не секрет, что преобладание стоимостного критерия в выборе победителя (победил тот, кто предложил наименьшую цену) является одной из претензий к действующему законодательству в сфере закупок как со стороны подрядчиков, так и со стороны заказчиков, и по сложившемуся мнению, не служит повышению надежности исполнения госконтрактов.
Да, оценка деловой репутации закладывалась в Федеральный закон как один из критериев оценки, но реального механизма применения этого критерия Федеральный закон не давал. В общем, можно сделать вывод, что все правовые основания для применения Стандарта в существующем законодательстве есть. Более того, Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга подготовлены и в ближайшее время будут утверждены изменения в типовую документацию о закупках, которые позволят заказчикам Санкт-Петербурга начать применять Стандарт на практике.
Насколько же действен будет механизм оценки деловой репутации с помощью Стандарта? Ответ на этот вопрос сможет дать только накопление опыта его применения, сопоставления реальных результатов исполнения госконтрактов до начала применения Стандарта, с результатами исполнения госконтрактов после начала его применения.
Пока можно сказать, что в случае применения Стандарта для оценки заявок участников закупки наличие сертификата станет обязательным документом, который участник закупки должен будет представить для подтверждения соответствия установленным критериям оценки заявки, что является дополнительным административным барьером и приведет к увеличению затрат бюджета на закупку строительных работ, поскольку расходы на оценку деловой репутации участник закупки будет включать в ценовое предложение (цену контракта).
С учетом всего изложенного, применение Стандарта при проведении конкурсных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) кроме безусловно положительного момента - внедрения реального механизма оценки деловой репутации, что, в свою очередь, может привести к повышению надежности исполнения госконтрактов, - имеет и свои отрицательные стороны, поскольку может и не обеспечить достаточной объективности оценки деловой репутации строительных организаций: увеличит, хоть и не значительно, расходы бюджета на закупку строительных работ и создаст дополнительный административный барьер, препятствующий участию в закупках.
А судьи кто?
За добросовестное внедрение системы оценки опыта и деловой репутации отвечает Национальная репутационная комиссия, в состав которой вошли видные общественные деятели, ученые и представители отраслевых объединений. На сегодняшний день центральным органом по сертификации проводить оценку на соответствие ГОСТ Р 56002-2014 официально уполномочены три организации: «Институт деловой репутации»; Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации; Единый центр поддержки строителей.
Анастасия Морозова:
- Мы готовились к защите нашей системы заблаговременно, сегодня наши документы защищены не хуже чем денежные знаки. Система имеет свою форму знака соответствия и сертификата соответствия. В открытом доступе размещается реестр органов по сертификации, которые вправе осуществлять подтверждение соответствия на Национальный стандарт ГОСТ Р 56002-2014, а также поименный реестр экспертов Центрального органа по сертификации, которые вправе проводить оценку. Что же касается уровня квалификации экспертов, то абсолютно все прошли курсы повышения квалификации и аттестованы на проведение экспертных работ.
Проверено на себе
О первых результатах применения стандарта при проведении конкурсных процедур в системе госзаказа рассказали эксперты-практики.
Сергей Русских:
- В марте текущего года наша компания прошла добровольную сертификацию. Перед нами стояла задача получить объективную и независимую оценку бизнес-процессов в компании, аудит документооборота и кадров, бухгалтерской отчетности. Учитывая, что в это же время мы занимались подготовкой документации на конкурс по замене лифтового оборудования, то можно сказать, что объем работы для наших сотрудников удвоился. Но мы считаем, что это стоило того. Взгляд со стороны позволил нам критически взглянуть на свою компанию и выявить сильные и слабые стороны, получить рекомендации по улучшению деятельности компании.
Относительно перспектив стандартов оценки деятельности компаний и их деловой репутации, то мне кажется, что этот инструмент и дальше будет повышать свою значимость в рыночных условиях и играть возрастающую роль при выборе контрагентов и партнеров в бизнесе. Лифтовой рынок можно охарактеризовать достаточно высоким уровнем конкуренции. В последние годы заказчики обращают внимание не только на цену предложения, но и хотят быть уверенными, что работа будет выполнена в срок и с надлежащим качеством. И наличие независимой и объективной оценки является преимуществом для компаний, позиционирующих себя на рынке как надежных и ответственных партнеров.
Особое внимание хотелось бы обратить на важность качества оценок экспертных организаций. От уровня их работы зависит как безопасность и соответствие смонтированного оборудования отраслевым нормам и правилам, так и добросовестность работы специализированных огранизаций и их конкуренция на лифтовом рынке. Введение стандартов независимой оценки деловой репутации экспертных компаний будет способствовать повышению уровня их работы и облегчит работу при выборе подрядчика.
Игорь Янукович:
- Наличие сертификата оценки деловой репутации с индексом «А 0,82», позволило нашей компании выиграть ряд конкурсов на исполнение госзаказа. Насколько правомочно требование наличия данного индекса - остается спорным. По моему мнению, данный стандарт следует наполнить дополнительными качественными показателями, т.к. в нем не освещается вопрос уровня деловой репутации, который должна иметь организация при участии в конкурсе на исполнение госзаказа. А также в документе следует строго регламентировать: какие виды работ может выполнять организация при наличии того или иного индекса деловой репутации.
Максим Бакман:
- При конкурсной процедуре, проводимой Фондом капитального ремонта Санкт-Петербурга в марте-апреле 2015 года, одним из показателей нестоимостного критерия оценки заявок по критерию «Деловая репутация участника торгов» было наличие сертификата соответствия ГОСТ Р 56002-2014. Наша организация прошла процедуру сертификации. В процессе оценки эксперты органа по сертификации проверили буквально все документы. Честно скажу: наши специалисты, которые помогали экспертам органа по сертификации, серьезно устали, потому что объем сбора документации был примерно таким же, что и формирование всей конкурсной заявки.
Тем не менее, оказалось, что некоторые организации, работающие на рынке монтажа лифтового оборудования, видимо по ошибке, «прошли сертификацию» в органах по сертификации, которые не имеют права на осуществление такой деятельности. Сертификация ведь проводится не для получения «заветной бумажки», дающей 100 баллов... Сертификация - это заявление всем контрагентам о том, что нам не стыдно за то, как мы работаем. Если даже у нас не такой высокий рейтинг как хотелось бы, мы и все наши партнеры знают, что этот показатель - реальный и относятся к нам серьезно. Поэтому мне кажется тот факт, что на этом конкурсе признавались сертификаты только тех органов по сертификации, системы которых прошли необходимую процедуру регистрации в Росстандарте - это правильный шаг.
Говоря о перспективах
Насколько же действен будет механизм оценки деловой репутации с помощью нового стандарта оценки опыта и деловой репутации?
Яна Козлова:
- Новый стандарт выведет российские компании на новый уровень развития, так как аналогичная методика применялась до недавнего времени в странах Западной Европы.
Строительные организации, организации, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, организации, осуществляющие инженерные изыскания, производители строительных материалов, которые пройдут сертификацию на соответствие ГОСТ Р 56002-2014, смогут адекватно и положительно позиционировать себя на рынке. Таким образом, строительный бизнес сможет проводиться в рамках добросовестной конкуренции, а качество и безопасность строительства в Российской Федерации повысится.
Иван Чайка:
- Стандарт оценки деловой репутации создавался, прежде всего, как инструмент заказчика для того, чтобы выбирать надежного поставщика услуги. А применение этого стандарта бизнесом для повышения своей конкурентоспособности - это уже следствие. Но следствие исключительно важное, поскольку оно будет способствовать общему повышению культуры и возможностей отрасли.
ГОСТ Р 56002-2014 является первенцем в сфере оценки деловой репутации и разработан применительно к строительной отрасли.
Если проводить аналогию с стандартом ИСО 9001 на системы качества, то следует отметить, что в развитие этого стандарта сейчас уже создано около десятка стандартов на системы менеджмента применительно к различным отраслям, учитывающих отраслевую специфику (автомобилестроение, производство нефтегазового оборудования, производство медицинской техники, управление в Органах власти и др.).
Совершенно очевидно, что и в области оценки опыта и деловой репутации может быть создана линейка стандартов применительно к различным сферам деятельности.
Конечно, оценка по модели, учитывающей отраслевую специфику, может дать более точное понимание компании и еще с большей вероятностью получить желаемый результат, что, в общем-то, и является главной целью всего этого механизма.