Источник: "Новотест"
Шум – обычное явление. В естественной среде определенные шумы встречаются крайне часто. Щебечущая птица, бегущая белка, изгибающаяся на ветру ветка дерева - эти и многие другие звуки были знакомы людям издревле. Однако того же не скажешь про звук работающего авто. Когда ускоряющийся автомобиль проносится по близлежащей дороге, генерируемый им шум доминирует в окружающем звуковом пространстве.
Тщательное измерение подобных шумов может быть весьма сложной и нетривиальной задачей. Упростить решение этой задачи призван документ SAE J 2805-2020 "Измерение шума, производимого разгоняющимися дорожными транспортными средствами", который недавно опубликовало после пересмотра Общество инженеров-транспортников (Society of Automotive Engineers; SAE).
Личное восприятие и физиологические особенности человека, культура и условия окружающей среды могут искажать субъективную оценку звуков, поступающих со стороны автомобиля. Методы, описанные в SAE J 2805-2020, обеспечивают объективное измерение шума, генерируемого при определенных условиях тестирования, предполагающего моделирование шумового загрязнения при эксплуатации обычного авто в городских условиях.
Подробнее о SAE J2805-2020
Стандарт SAE J 2805-2020 используется для измерения шума, производимого дорожными транспортными средствами. В частности, авторы стандарта, основываясь на эксплуатационных характеристиках и принципах технологической нейтральности, описывают инженерный метод измерения 90% внешнего шума, генерируемого дорожными транспортными средствами категорий M и N в типичных городских условиях дорожного движения. При этом документ не охватывает транспортные средства категорий L1, L2, L3, L4 и L5.
Спецификации, содержащиеся в этом стандарте, предназначены для воспроизведения уровня шумового загрязнения, создаваемого ключевыми источниками шума во время обычного движения в городских условиях. Описанный в нем метод испытания требует моделирования акустической среды, характерной только для обширных открытых пространств.
Стандарт SAE J 2805-2020 содержит описание ряда спецификаций на тему расчета ускорения, необходимых испытательных устройств, метеорологических условий, фонового шума, выбора шин, условий эксплуатации авто, расчета мощности его двигателя, выбора передач, целевых условий и так далее.
Категории транспортных средств
Область применения SAE J 2805-2020, как было отмечено выше, ограничивается испытаниями дорожных транспортных средств, которые подпадают под категории M или N. Речь о категориях дорожного транспорта, согласованных Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). В рамках этой классификации:
К категории N относятся механические транспортные средства с минимум четырьмя колесами, которые перевозят пассажиров.
К категории N относятся механические транспортные средства с минимум четырьмя колесами, которые перевозят грузы.
При этом испытания, описание которых проводится в тексте SAE J 2805-2020, применяются к большинству автомобилей на дорогах. Категория L, на которую не распространяется область применения данного стандарта, относится к автотранспортным средствам с менее чем четырьмя колесами (хотя категории L6 и L7 относятся к определенным четырехколесным транспортным средствам). Например, категории L1 и L2 относятся к мопедам.
Изменения в SAE J 2805-2020
Стандарт SAE J 2805-2020 является пересмотренной версией документа SAE J2805-2015. В ходе пересмотра и подготовки к публикации версии от 2020 года дальнейшие обновления были основаны на изменениях в предписаниях по уровню шумности ЕЭК R51.03, принятых до 2019 года.
Охватывая эти изменения, SAE J 2805-2020 включает в себя обновления, отражающие мировой опыт и отраслевую практику. Он также содержит дополнительные разъяснения, внесенные для того, чтобы улучшить понимание данного стандарта его конечными пользователями.