Источник: электронная газета «Гудок»
https://gudok.ru/news/?ID=1560659
В ходе заседания комитета обсуждались основные проблемы, возникающие при разработке межгосударственных стандартов, а также пути их решения
Заседание межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт» состоялось 15 апреля. Об этом сообщается в пресс-релизе НП «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ).
В мероприятии приняли участие более 100 экспертов из государств - участников Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), включая представителей железнодорожных администраций стран МГС, а также организаций - членов ОПЖТ.
Ответственный секретарь МГС Владимир Черняк рассказал, что в среднем разработка межгосударственного стандарта занимает около двух лет, а в отдельных случаях может превышать 6 лет. Исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «Стандартинформ» Константин Леонидов проинформировал о создании российского института стандартизации, в задачи которого будет включено решение проблем в области разработки стандартов. Александр Комиссаров подчеркнул необходимость перехода на выдачу электронных сертификатов и подачу документов в электронном виде.
Президент ОПЖТ Валентин Гапанович рассказал о работе МТК 524 и об участии партнёрства в разработке и согласовании межгосударственных стандартов. Он также обозначил ключевые проблемы, возникающие при разработке стандартов: несоблюдение сроков направления замечаний, рассмотрения и голосования в государствах - членах МТК 524; противоречия в голосовании в МТК 524 и АИС МГС (одно и то же государство голосует в МТК 524 «за», а в АИС МГС – «против»). Решить данную проблему можно путём выстраивания сотрудничества железнодорожных администраций – членов МТК 524 со своими национальными органами по стандартизации, поскольку эти органы имеют право голоса в МГС.
Валентин Гапанович рассказал об участии МТК 524 в работах по международной стандартизации. Так, в комитете ISO/ТС 269 Российской Федерацией предложено разработать 2 стандарта, и еще 2 – в IEС/ТС9.
В 2021–2023 годах в работе МТК 524 основное внимание планируется уделить разработке стандартов на грузовые вагоны, локомотивы и МВПС, железнодорожный путь и сооружения, тормозные системы, электрификации и электроснабжения, пассажирские вагоны, объекты железнодорожного транспорта. Всего планируется разработать около ста межгосударственных стандартов, из них 32 – в 2021 году.
Валентин Гапанович обозначил стратегические направления работы МТК 524: создание цифровой экосистемы управления нормативно-технической документацией; участие в работах по стандартизации в области энергоэффективности и экологической безопасности производства и эксплуатации продукции, а также нормирования и определения углеродного следа продукции; развитие международных отношений в области стандартизации; обновление действующих и разработка новых межгосударственных стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований безопасности, установленных в национальном законодательстве каждого государства - члена МТК 524.
В ходе мероприятия также выступили представители компании «Кодекс» – разработчика информационных систем в области стандартизации. Они рассказали о будущих перспективах стандартов – переходе на цифровой машиночитаемый и машинопонимаемый формат. Такой стандарт включает в себя несколько элементов: информационную карту, графику, видео и 3D-модели, числовые карты, а также текст XML для контекстного поиска. В настоящий момент НП «ОПЖТ» совместно с компанией «Кодекс» находится на завершающем этапе реализации пилотной части проекта по созданию Цифровой экосистемы управления требованиями к колесной паре железнодорожного подвижного состава.
Как сообщал Gudok.ru, технический комитет по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» планирует разрабатывать в текущем году 43 стандарта. В 2020 году им было утверждено 35 стандартов и их изменений.