Источник: Новотест
Индустрия онлайн-образования успешно развивалась уже давно. Но именно в 2020 данный сегмент вышел на качественно новый уровень. Семинары, курсы и образовательные программы "ворвались" в интернет, стимулируемые новыми технологиями, ожиданиями учеников / учителей и тенденциями в общественной жизни (локдауны и социальное дистанцирование)
Новый добровольный основанный на консенсусе стандарт, подготовленный Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО), призван упорядочить виртуальную учебную программу, повышая качество и доступность дистанционного обучения.
Как именно образовательная индустрия адаптируется к дистанционному обучению?
Работа образовательного сектора не остановилась после объявления пандемия. Сектор быстро изменился, чтобы удовлетворить растущие потребности учащихся любого возраста. Конечно, сначала поворот оказался весьма крутым. Многие сопротивлялись переводу образовательного процесса в цифровой формат. Однако теперь преподаватели и учащиеся школ и ВУЗов активно используют возможности дистанционного обучения, применяя учебную среду в гибридном стиле / полностью цифровую среду.
На рынке появляются новые инструменты, делающие переход к новым моделям менее сложным и более эффективным. Многие поставщики образовательных услуг уже внедрили современные технологические решения, направленные на распространение знаний с помощью цифровых средств. Ниже приведены несколько ключевых результатов, достигнутых подобными новаторами:
1. Онлайн-обучение и очное обучение рассматриваются как взаимодополняющие подходы: До Covid-19 многие семьи и ученики думали об онлайн-обучении как об альтернативе очному обучению. Локдауны показали: онлайн-уроки, лекции и курсы позволяют эффективно организовывать учебный процесс. Администрации многих школ / ВУЗов оказались крайне довольны результатами и решают сохранить компоненты цифрового обучения на будущее – на период после победы над пандемией. Концепция гибридных классов становится все более интересной, ввиду чего эксперты ожидают объединения онлайн- и офлайн-образования уже в среднесрочной перспективе.
2. Учителя открывают для себя новые методы обучения: Дети поколения Z, родившиеся в период с 1997 по 2012 и сегодня проходящие обучение в школах / ВУЗах, с цифровыми технологиями "на ты". Еще до пандемии подобные дети активно использовали интернет-устройства в классах / при выполнении домашнего задания. С другой стороны, некоторым учителям приходится привыкать к преподаванию в цифровом формате. Перенимая навыки, приобретенные ранее учащимися, (часто методом проб и ошибок), преподаватели стали обмениваться опытом с коллегами через онлайн-семинары. Учебные заведения дополнительно стараются поддержать начинающих и уже работающих учителей, стремящихся освоиться в новой среде, помогая понять, как использовать уникальные аспекты цифровых образовательных платформ и инструментов для организации дистанционного обучения.
3. Смена карьеры благодаря новаторским способам дистанционного повышения квалификации: Помимо школьного и вузовского образования в цифровой формат переходят и курсы повышения квалификации. Причем соответствующие инициативы часто продвигаются интернет-корпорациями вроде Яндекса и Google. Так, в марте 2021 поисковый гигант Google объявил о планах предложить профессионалам онлайн сертификацию по ряду профессий. Цель состоит в том, чтобы помочь тем, кто сменил карьеру, быстро сделать первые шаги вверх по новой карьерной лестнице и потенциально избежать необходимости возвращаться в ВУЗ. Хотя курсы Google не являются бесплатными, ценник установлен на вполне доступном для многих взрослых уровне. Дополнительно поисковый гигант обещает предоставить 10 тысяч стипендий, чтобы помочь специалистам, потерявшим работу вследствие Covid-19.
4. Внешкольные / факультативные занятия по-новому: Огромную озабоченность родителей и учителей традиционно вызывает нехватка факультативных занятий во многих школах. Художественные и музыкальные программы часто уходили на второй план на фоне основной образовательной программы. Однако коронакризис предоставил многим школам возможность увеличить объем внеклассных занятий, позволяя присоединиться всем желающим учащимся. В связи с прекращением занятий спортом в школах многие молодые люди, ранее участвовавшие в спортивных соревнованиях, смогли раскрыть творческие стороны. Подобный тренд привел к появлению множества необычных проектов, включая музыкальные выступления через сервис видеоконференцсвязи Zoom. Многие внеклассные клубы обосновались в интернете, упрощая членам продуктивное общение. Причем в процесс включаются даже учащиеся, ранее считавшиеся замкнутыми / застенчивыми.
5. Учителя записывают занятия для решения различных задач: Одним из наиболее действенных способов уменьшить вероятность неполучения студентами / учениками необходимых материалов и знаний в ходе урока / лекции из-за, например, пропуска по уважительной причине / проблем с подключением / проблем с входом в систему, является банальная запись занятия. Вот почему выросло число преподавателей, начавших создавать и вкладывать в интернет видеоролики ежедневных лекций / уроков. Подобные ролики дополнительно используются учителями как инструмент самоконтроля и обеспечения качества, помогая составить план урока / лекции на следующий день. Администрации образовательных учреждений также могут полагаться на записанные уроки при оценке качества и эффективности преподавательского состава. Выборочная проверка онлайн-видео позволяет показать, овладел ли учитель навыками, необходимыми для эффективного онлайн-обучения и взаимодействия с учащимися.
Изучаем вновь опубликованный стандарт на тему дистанционного обучения ИСО 29994
Вновь опубликованный стандарт ИСО 29994:2021 "Услуги в сфере обучения и образования - Требования в отношении дистанционного обучения" предложит пользователям доступ к передовому международному опыту и руководящие указания в части организации дистанционного обучения с прицелом на надлежащий уровень качества и полную прозрачность.
Документ разрабатывался для использования в тандеме с опубликованным ранее стандартом ИСО 29993:2017 "Образовательные услуги, выходящие за пределы внутрисистемного образования (в противоположность внесистемным и неформальным сегментам) - Требования к услугам". Оба стандарта охватывают передовые образовательные услуги, не предлагаемые традиционными университетами и школами.
Стандарт ИСО 29994:2021 разработал и опубликовал технический комитет ИСО / ТК 232 (Услуги в сфере обучения и образования), секретариат которого находится в ведении Немецкого института стандартизации (Deutsches Institut für Normung; DIN), являющегося членом ИСО.
Представители группы экспертов, разработавших рассматриваемый документ, отметили: при подготовке стандарта целью было не воспроизведение обычных уроков в интернете, а максимальное использование возможностей, предоставляемых новейшими технологиями.
Онлайн-обучение предлагает уникальную возможность обеспечить доступ к образованию максимально большому количеству людей, включая персон, испытывающих сложности с доступом к традиционным образовательным услугам в офлайне вследствие утраты мобильности / финансовых проблем.
Новый стандарт призван способствовать развитию и постоянному совершенствованию данного сегмента, чтобы сделать онлайн-обучение максимально эффективным. Для этого ИСО 29994 предоставит критерии, позволяющие учащимся оценивать услуги дистанционного обучения и предоставлять отзывы регулирующим органам / организациям по сертификации.
Пандемия оказалась крайне сложным испытанием для всех, включая преподавателей, администраторов учебных заведений, учащихся, студентов и родителей. Тем не менее, кризис ускорил внедрение ряда захватывающих достижений в рамках образовательной системы. Упростить и ускорить интеграцию соответствующих технологий, концепций и подходов помогают международные стандарты!