панель навигации
  • 8 800 101-92-72 единый контакт-центр
  • Главная
  • Контакты
  • En
  • 中文
ФГБУ «Институт стандартизации»
Подписка
Подписка




Все новости и публикации в области технического регулирования и стандартизации доступны при подписке на:
Чтобы отказаться от подписки перейдите по ссылке
Знак НСС Версия для слабовидящих
панель навигации
О нас
  • О нас

    • Миссия, видение, ценности
    • Новости
    • История
    • Руководство
    • Уставные документы
    • Структура
    • Противодействие коррупции
    • Информационно-справочные материалы
    • Работа в ФГБУ «Институт стандартизации»
    • Полезные ссылки
    • Охрана труда
    • Политика обработки персональных данных
  • Основные задачи

    • Официальное опубликование, издание и распространение документов по стандартизации
    • Федеральный информационный фонд стандартов
    • Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
    • Общероссийские классификаторы. Код организации-разработчика конструкторской документации
    • Взаимодействие с международными, региональными и национальными организациями по стандартизации
    • Стандартизация оборонной продукции
  • Направления деятельности

    • Разработка и сопровождение автоматизированных информационных систем
    • Редактирование и нормоконтроль проектов стандартов и иных нормативных документов в области стандартизации
    • Научная и образовательная деятельность
    • Автоматизированный банк данных «Продукция России»
    • Закупочная деятельность
    • Прейскурант
    • Национальная система сертификации
    • Подтверждение соответствия
    • Центр коллективного пользования «Экосистема стандартизации»
Ресурсы
  • Нормативное и правовое обеспечение

    • Правовые акты, определяющие деятельность организации
    • Типовые формы приказов национальной системы стандартизации
    • Основополагающие документы национальной и межгосударственной систем стандартизации
    • Разъяснения по вопросам распространения документов по стандартизации
  • Информационно-издательская продукция

    • Технические регламенты РФ
    • Нормативные документы национальный системы стандартизации
    • Стандарты Республики Беларусь
    • Стандарты Республики Казахстан
    • Международные стандарты
    • Национальные стандарты зарубежных стран
    • Нормативные и технические документы
    • Информационная продукция
    • Терминологические словари
    • Реестр добровольной регистрации стандартов организации
    • Указатели, сборники и каталоги стандартов
    • Издательская продукция
    • Журналы
  • Информационные центры

    • Российский информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле - РИЦ ВТО (ТБТ/СФС)
    • Официальный российский информационно-аналитический портал «Стандартизация в Китае»
Услуги
  • Техническое регулирование и стандартизация

    • Предоставление документов по стандартизации
    • Проведение терминологической экспертизы стандартов
    • Выполнение переводов национальных и международных стандартов
    • Абонементное обслуживание
    • Экспертные заключения
  • Классификация и каталогизация

    • Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
    • Назначение четырехзначных буквенных кодов организациям-разработчикам конструкторских документов
    • Регистрация каталожных листов продукции
  • Оценка соответствия

    • Испытания
    • Сертификация и декларирование продукции
    • Сертификация (аттестация) персонала
Обучение
  • Обучение

    • График научно-практических семинаров 2025
    • Приказ №188 от 21.11.2024 об утверждении календарного графика
    • График научно-практических семинаров 2024
    • Приказ №102 от 05.07.2024 об утверждении календарного графика
    • Контакты по вопросам образовательных мероприятий
    • Аспирантура
    • Научная и образовательная деятельность
Заключения
  • Экспертные заключения

    • Выдача заключений ФГБУ «Институт стандартизации»
    • Оформление заключения для таможенных органов
    • Оформление заключения для контрольно-надзорных органов
    • Прейскурант
    Сертификация и испытания
      Пресс-центр
      • Пресс-центр

        • Пресс-служба
        • Информационная картина в области стандартизации
        • Дайджест по стандартизации и техническому регулированию
        • СМИ о стандартизации
        • Заявка на подписку
      Контакты
        Обратная связь

          О ГОСТ Р 52575-2006

          14.05.2021

          Источник: журнал грейдер

          https://clck.ru/VBren

          Старый новый ГОСТ Р 52575-2006

          В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято Федеральным дорожным агентством.

          Исполнители работ обратились к  самым заинтересованным в качестве готовящегося документа сторонам — подрядчикам по нанесению дорожной разметки и производителям дорожно-разметочных материалов с предложением поделиться собственным видением необходимых изменений и дать разработчикам практические рекомендации. Такие предложения есть и у коллектива Группы компаний «Технопласт», много лет занимающейся производством дорожно-разметочных материалов и нанесением дорожной разметки — президента ГК «Технопласт» Сергея Возного, главного технолога ООО «Технопласт» Филиппа Конова, генерального директора ООО ПХ «Технопласт» Владислава Рабенау.

          Определимся в терминах

          Не отвлекаясь на чисто технические вопросы и предложения по изменению формулировок отдельных положений ГОСТа, которые мы в  рабочем порядке передадим разработчикам стандарта, сосредоточим внимание на принципиальном аспекте, который, как нам представляется, определяет судьбу самого ГОСТа и качество разметки на наших дорогах. Речь идёт о так называемых классах разметочных материалов.

          Пункт 3.1.5 действующего ГОСТа устанавливает, что класс разметочных материалов — это «характеристика материала для разметки дорог, определяющая его свойства по нормируемому параметру». Безусловно, когда совокупность возможных значений той или иной технической характеристики продукта категорирована и  подразделена на классы, это удобно, так как избавляет потребителя от необходимости сравнивать точные значения характеристики при выборе материала или изготовителя.

          Достаточно взглянуть на обозначение класса, чтобы понять, что продукт с индексом 1 лучше по этой характеристике, чем продукт с индексом 2. Как в  магазине: покупатель точно знает, что товар первого сорта по своим потребительским свойствам всегда лучше товара второго сорта или, по крайней мере, таковым должен быть.

          Но это лишь в том случае, когда качество товара нужно сравнить по одной характеристике. А когда таких характеристик семь, как в ГОСТ Р 52575-2006 для эмали, а для пластиков четыре, не считая координат цветности? И по каждой характеристике существует от двух до четырёх классов. Перечислим их для наглядности.

          Для эмалей:
          • коэффициент яркости — два класса;
          • плотность — три класса;
          • вязкость — три класса;
          • степень перетира — два класса;
          • содержание нелетучих — три класса;
          • время высыхания — шесть классов;
          • адгезия к стеклу — три класса.

          Итого возможны 2332363 = 1944 различных комбинаций классов, характеризующих качество эмалей, полностью соответствующих требованиям настоящего ГОСТа.

          Для пластиков:
          • коэффициент яркости — два класса;
          • плотность — три класса;
          • температура размягчения — три класса;
          • время отверждения — три класса.

          Итого возможны 233*3 = 54 различных комбинации, описывающие качество термопластиков, и 233 = 18 комбинаций для холодных пластиков (отсутствует множитель «температура размягчения»), характеризующих качество пластиков, также полностью соответствующих требованиям ГОСТа.

          Каким образом из такого количества вариантов выбрать материал, обладающий действительно высоким качеством, соответствующий условиям, в которых потребитель предполагает этот материал (разметку из этого материала) эксплуатировать, и подходящий по цене? Ответ очевиден — нужно выбирать материал, относящийся к первым классам по всем характеристикам. А если так, то нужно ли вообще вводить эти классы в стандарт?

          Не проще ли установить в ГОСТе максимальные требования к значениям всех характеристик, а на выходе получать материалы высочайшего качества? Казалось бы, всё логично, но нужны ли такие высокие характеристики разметочных материалов на дороге с интенсивностью 1 автомобиль в сутки? И сколько будет стоить материал такого высокого качества? Значит, классификацию нужно сохранить, а заказчик, потребитель пусть остаются один на один с проблемой выбора?!

          А последствия решений, принимаемых путём выбора из огромного количества вариантов, в полной мере ощущают производители материалов, когда при проведении торгов может выясниться, что по какой-то из характеристик предлагаемый материал относится к классу более высокому, чем требуется заказчику, и таким образом, материал не соответствует условиям тендера.

          В действующем ГОСТ Р 52575-2006 ещё задолго до 2006 года была допущена методическая ошибка. Хотя, вероятно, даже не ошибка, а искреннее желание разработчиков стандарта добиться максимально возможного качества разметки за счёт нормирования как можно большего числа параметров. На самом же деле, это оказалось попыткой объять необъятное.

          Аспекты безопасности

          Назначение ГОСТ Р 52575-2006 в  том, чтобы добиться применения на российских дорогах только качественных разметочных материалов. Но качественные материалы — это не самоцель, а лишь один из инструментов решения главной, глобальной задачи — обеспечения безопасности дорожного движения!

          Для того, чтобы стандарт в максимальной степени способствовал её решению, следует выделить именно те характеристики материалов, которые прямым образом влияют на безопасность дорожного движения. И отказаться от излишней регламентации тех параметров, которые носят чисто технологический характер и  прямым образом никак не влияют на безопасность дорожного движения. Предоставить производителям самим решать, какими будут эти параметры, исходя из конкретных условий производства, технологического регламента, понимания, какой должна быть себестоимость продукции и рентабельность производства. Но в пределах допусков, установленных стандартом для этих параметров.

          Именно под этим углом мы и рассмотрим характеристики, классифицированные в ГОСТ Р 52575-2006, и их влияние на безопасность дорожного движения.

          Адгезия к стеклу (АС). Опосредованно, через функциональную долговечность разметки, АС влияет и на безопасность дорожного движения, значит, классификацию по этому параметру имеет смысл сохранить. Хотя, возможно, правильно было бы установить требования по адгезии не к стеклу, а к асфальтобетону и цементобетону. Но процесс выбора согласования состава эталонных дорожных покрытий, по которым и будет определяться адгезия, потребует времени намного большего, чем сроки, установленные для редактирования ГОСТа. А потому об этом уже сейчас можно задуматься, но само внедрение или невнедрение в  стандарт такого требования отложить до лучших времён.

          Коэффициент яркости (В). От этой характеристики зависит видимость разметки, а это значит, что она самым прямым образом влияет на безопасность движения.

          Время высыхания (ВВ) для эмалей и время полимеризации (ВТ) для пластиков. От него зависит, на какой срок потребуется перекрыть дорожное движение для нанесения разметки, а значит, и безопасность автомобильного движения в период проведения работ. Однако от момента окончания нанесения разметки и  открытия движения до момента полной потери её функциональности эта характеристика уже никак не влияет на безопасность дорожного движения. К тому же, для каждого типа материала имеются свои оптимумы времени высыхания и полимеризации.

          И если высокое значение ВВ и ВТ — недостаток, то и очень малое время трудно отнести к достоинствам материала. Поэтому в стандарте достаточно ограничиться предельным максимальным временем высыхания (полимеризации) и обязать производителя указывать это время в паспорте материала. В итоге, если заказчику в условиях движения на конкретном дорожном участке потребуется меньшее время высыхания (полимеризации), он всегда может ввести это требование в документацию на проведение торгов.

          Массовая доля нелетучих веществ в красках (НВ). Да, от этого параметра в какой-то мере зависят укрывистость эмали (которая, однако, никак не нормируется ГОСТом), и в некоторой степени износостойкость. Но может ли кто-нибудь с уверенностью утверждать, что эмаль с сухим остатком 72% будет иметь меньшую функциональную долговечность, чем эмаль с сухим остатком 68%? Но эти эмали, по действующему ГОСТу, относятся к разным классам? Думаем, что нет.

          И значит, этот параметр только косвенно может влиять на безопасность движения (разметка с меньшим сухим остатком раньше сотрётся, и  для обеспечения безопасности её придётся наносить вновь). Но в таком случае можно установить единое требование по массовой доле не менее 75% (конкретное значение — тема для обсуждения) и сразу же отсечь не самые качественные материалы с низким сухим остатком.

          Можно обсудить вопрос возможности применения эмалей с более низким сухим остатком для нанесения временной разметки. Обеспечить сухой остаток не ниже 75% не составляет сегодня труда для серьёзных производителей материалов. Но нормирование эмалей по этому параметру представляется явно избыточным.

          Плотность краски (ПК) и пластиков (ПП). Параметр, абсолютно не влияющий на безопасность дорожного движения в течение всего времени эксплуатации разметки. Параметр скорее логистический. Устанавливать в ГОСТе классы по этому параметру нет никакого смысла. Но обязательно в ГОСТе должно быть требование, обязывающее производителей указывать в технических паспортах плотности материалов, в  том числе и насыпную плотность термопластиков.

          Потребители должны иметь возможность рассчитать количество необходимых транспортных средств и складских площадей для доставки и хранения материала, а также использовать эти данные при разработке технологических регламентов по нанесению разметки и при компьютерном расчёте расхода материалов в процессе нанесения.

          Степень перетира краски (СП). Параметр, никак не влияющий на безопасность дорожного движения в процессе эксплуатации разметки. Нужен для оценки необходимых диаметров сопел форсунок, а также оценки возможного влияния конкретной эмали на износ этих форсунок. Наличие градаций в ГОСТе не требуется. Можно, например, установить «не более 100 мкм», но обязать производителя указывать истинное значение в технических паспортах на эмаль.

          Температура размягчения пластика (ТР). Параметр, влияющий на безопасность дорожного движения, так как от него зависит возможность раскатывания и (или) зачернения разметки из термопластика при высокой температуре окружающей среды, а  значит, и видимость разметки. Градация, безусловно, нужна.

          Условная вязкость (УВ). Есть только косвенные данные о влиянии вязкости краски на износостойкость разметки, поэтому параметр следует считать не влияющим на безопасность дорожного движения в процессе эксплуатации разметки. Параметр исключительно технологический, необходимый для настройки маркировщиков. В  ГОСТе необходимо лишь обязать производителя указывать фактическое значение вязкости и, возможно, пределы её изменения в % за время гарантийного срока хранения.

          Как теперь видно, все приведённые в ГОСТ Р 52575-2006 классифицирующие характеристики можно разделить на две группы:

          • от которых зависит безопасность — это адгезия к стеклу (АС), коэффициент яркости (В) и температура размягчения пластика (ТР);
          • от которых не зависит безопасность — время высыхания (ВВ), время полимеризации (ВТ), массовая доля нелетучих веществ (НВ), плотность краски (ПК) и пластиков (ПП), степень перетира краски (СП) и условная вязкость (УВ).

          При таком подходе проблема выбора материала, исходя из классов характеристик, значительно упрощается: шесть вариантов (по адгезии к  стеклу и по коэффициенту яркости) для эмалей вместо 1944, шесть для термопластиков (по коэффициенту яркости и по температуре размягчения) вместо 54 и два для холодных пластиков.

          С практической точки зрения

          Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности», ГОСТ 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог» определяют категории автомобильных дорог, а СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и  сельских поселений…» — классификацию городских улиц и дорог в РФ в зависимости от типа покрытия, количества полос, интенсивности движения на дороге, допустимой скорости движения и т. д.

          Все эти характеристики дорог влияют и на степень воздействия автотранспорта на дорожную разметку. А значит, свойства разметочных материалов должны учитывать особенности эксплуатации разметки на дороге той или иной категории. Именно по такому принципу и имеет смысл классифицировать разметочные материалы.

          То есть классификация может выглядеть (только в качестве примера) следующим образом:
          · разметочный материал для дорог категории 1А;
          · разметочный материал для дорог категории не выше 1В;
          · разметочный материал для дорог категории не выше III;
          · разметочный материал для городской улично-дорожной сети и т. п.

          Для каждого класса материала, привязанного таким образом к категории автодороги, на которой его допускается использовать, будет установлен единственный набор классов по характеристикам материалов, влияющих на безопасность движения, и установлено требование, что, если хотя бы один из параметров оказывается ниже установленного ГОСТом класса, материал не допускается применять на дороге данной категории. Для этого вполне можно использовать классы характеристик из действующего сегодня ГОСТА, однако с практической точки зрения, лучше сократить это количество до шести, как и было обоснованно выше.

          Такой подход облегчит жизнь и  заказчикам, и производителям материалов. Фактически он означает введение предварительной квалификации материалов, а отчасти и их производителей, ещё до проведения торгов. В декларации соответствия на материал производитель будет обязан заявлять о том, для дорог какой категории этот материал предназначается, и нести за это ответственность. В зависимости от категории дорог, для которых приобретается материал, заказчик сможет дифференцировать начальную цену торгов и штрафные санкции, которые будут применяться, если поставщик (производитель) не  выполнит своих обязательств или поставит некачественный материал.

          Недобросовестным производителям будет сложнее выходить на торги с некачественным материалом и демпинговать, поскольку риски существенно возрастают. Если поставщик заявился в торгах на поставку материалов высшей категории, выиграл торги, опустив цену до стоимости материалов для дорог существенно более низкой категории, а в результате не обеспечил требуемого качества разметки, подлог декларации соответствия или поставка материалов, не соответствующих заявленным характеристикам, будут достаточно очевидны. И должно последовать жёсткое наказание.

          Конечно, чтобы осуществить такой подход к классификации материалов, нужно будет проделать большую работу по соотнесению категорий дорог и характеристик (классов, в терминах действующего сегодня ГОСТ 52575-2006) материалов. Но оно того стоит.

          Вернуться к списку новостей
          • О нас
            • Миссия, видение, ценности
            • Новости
            • История
            • Руководство
            • Уставные документы
            • Структура
            • Противодействие коррупции
            • Информационно-справочные материалы
            • Работа в ФГБУ «Российский институт стандартизации»
            • Полезные ссылки
            • Охрана труда
          • Основные задачи
          • Направления деятельности
          нижний колонтитул
          Включение сведений в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации
          Предоставление сведений из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации
          Получение сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений
          Получение информации о соблюдении требований технических регламентов
          Представлений пользователям информации по документам федерального фонда и их копий
          Отнесение технического средства к средствам измерений
          Двойные стандарты? Нарушено единство измерений?
          Расскажите нам о проблемах
          Госуслуги
          Госуслуги
          Решаем вместе
          Росстандарт
          • 8 800 101 92 72
            Единый контакт-центр
          • vk

           

          © ФГБУ «Институт стандартизации», 2025

          ФГБУ «Институт стандартизации» обрабатывает cookies исключительно с целью персонализации сервисов, и для повышения удобства пользования сайтом. Собранная информация третьим лицам не передается. Вы можете запретить обработку cookies в настройках Вашего браузера. Используя информационные ресурсы ФГБУ “Институт стандартизации” в сети Интернет, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookies и политикой обработки персональных данных. Чтобы ознакомиться с политикой обработки персональных данных и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.