19.07.2021
Источник: сайт ОПЖТ
Предварительный национальный стандарт, разработанный ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ») в рамках Программы национальной стандартизации в части работы ТК 045 «Железнодорожный транспорт», устанавливает методы математического (компьютерного) моделирования показателей динамических качеств грузовых вагонов с осевой нагрузкой до 245 кН (25 тс) включительно, предназначенных для обращения на железнодорожных путях шириной колеи 1520 мм, и устанавливает требования к расчетным неровностям железнодорожного пути, используемым при определении показателей динамических качеств грузового вагона расчетными методами по ГОСТ 33211-2014 (раздел 5).
Обоснованием для разработки предварительного национального стандарта послужили возмущения со стороны пути, как одного из ключевых факторов, влияющих на показатели динамических качеств и безопасность движения поездов. Использование при моделировании движения грузового вагона неровностей, учитывающих параметры реальных участков пути, существенно для получения корректных значений показателей динамических качеств.
В ГОСТ 33211–2014 «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам» регламентированы параметры участка пути и требования к характеристикам неровностей рельсов (допускаемым отступлениям) для определения показателей динамических качеств грузовых вагонов. Руководящий документ РД 32.68-96 «Расчётные неровности железнодорожного пути для использования при исследованиях в проектировании пассажирских и грузовых вагонов» устанавливает способы описания возмущений от неровностей железнодорожного пути. Однако способ получения конкретных массивов данных, которые можно было бы использовать в качестве расчетных возмущений от пути для оценки показателей динамических качеств вагона, отсутствует.
В отечественных и зарубежных источниках встречаются три способа представления возмущений со стороны пути:
использование детерминированных неровностей;
формирование возмущений по спектральным плотностям;
использование записей вагона-путеизмерителя.
К недостаткам первого способа относят невозможность учета всех встречающихся в реальности сочетаний длин и амплитуд неровностей. Второй способ не дает представления о фазах неровностей. Использование третьего подхода позволяет учесть оба этих параметра и именно этот способ предложен в стандарте.
В ПНСТ 511-2011, помимо нового способа представления возмущения со стороны пути, установлены четыре новых термина и их определения: натурные неровности рельсовых нитей, расчетные неровности (железнодорожного пути), положение рельсовой нити в профиле и положение рельсовой нити в плане.
В документе приведены требования к расчетным неровностям железнодорожного пути, а в приложении – числовые ряды дискретных значений вертикальных и горизонтальных расчетных неровностей для диапазона скоростей от 90 до 140 км/ч.
Стандарт разрабатывался с ноября 2019 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило не менее тридцати замечаний и предложений, в том числе от ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «Трансмашхолдинг», АО «НИИАС», АО «ВНИКТИ» и АО «ВНИИЖТ».
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2020 г. № 125-пнст предварительный национальный стандарт ПНСТ 511-2020 введен в действие с 1 июня 2021 г. со сроком действия до 1 июня 2024 г.
При этом секретариат ТК 045 проводит мониторинг применения данного предварительного национального стандарта и до 1 марта 2024 г., собирает замечания и предложения к нему от организаций, осуществляющих свою деятельность с применением данного документа. Свои отзывы о ПНСТ 511-2020 вы можете направить на tk45@rsfgt.ru, а также в НП «ОПЖТ» на opzt@opzt.ru.
С текстом ПНСТ 511-2020 можно ознакомиться на сайте Росстандарта. Приобрести официальное издание стандарта можно на сайте ФГУП «Стандартинформ». Также доступ к официальному тексту документа можно получить в рамках электронного фонда правовых и нормативно-технических документов системы «Техэксперт» компании «Кодекс».