20.07.2021
Источник: "Экономическая газета"
Проверки исполнения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, установленных техническими регламентами Евразийского союза, несколькими органами государственного контроля государства – члена ЕАЭС недопустимы.
Положение об этом содержит подписанное в феврале 2021 г. и официально опубликованное на минувшей неделе Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС в целях гармонизации законодательства государств – членов Союза в указанной сфере.
Согласно документу ответственность за несоблюдение требований технических регламентов в зависимости от стадии жизненного цикла продукции несут юрлица или ИП, в т.ч. изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры и продавцы, осуществляющие производство и оценку соответствия объектов технического регулирования, выпуск в обращение и реализацию продукции, а также органы по оценке соответствия (в т.ч. органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)) объектов регулирования требованиям техрегламентов.
Государственный контроль или надзор за их соблюдением должен проводиться исходя в т.ч. из принципов презумпции добросовестности субъектов хозяйствования, гласности деятельности госорганов, обеспечения защиты прав потребителей, системности проведения контроля, независимости осуществляющих его органов от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей, приоритетности предупреждения правонарушения перед наказанием.
Также закрепляется недопустимость совмещения одним органом государства-члена полномочий по государственному контролю (надзору) с полномочиями по аккредитации, за исключением осуществления органом по аккредитации контроля за деятельностью аккредитованных организаций.
Государства ЕАЭС, как определено в Соглашении, должны применять риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление госконтроля на основе оценки риска нарушения требований, установленных техническими регламентами. По результатам этой оценки выбирается форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных или надзорных мероприятий.
При этом анализ и прогнозирование соблюдения требований техрегламентов должны включать в себя изучение и обобщение сведений о субъектах хозяйствования, являющихся заявителями при оценке соответствия объектов техрегулирования требованиям; информации, полученной по результатам проведения мероприятий по госконтролю и надзору; информации об объектах регулирования, не соответствующих требованиям техрегламентов, и о случаях причинения вреда из-за них.
Госорганы не вправе требовать от юрлица или ИП представления информации, которая была передана ранее в соответствии с законодательством или которая может быть получена ими из государственных информационных систем, реестров и регистров.
Для взаимодействия в сфере контроля за соблюдением требований техрегламентов государства – члены ЕАЭС используют интегрированную информационную систему.
Государство, несогласное с результатами мероприятий, проведенных органом государственного контроля (надзора) другого государства – члена Союза, может обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой о рассмотрении вопроса обоснованности принятых мер.
Споры, связанные с применением и толкованием данного Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Напомним, сегодня в ЕАЭС приняты и действуют 49 технических регламентов, касающихся различных видов продукции.
Сейчас готовится внесение изменений в документы, касающиеся безопасности косметической и парфюмерной продукции, а также ведется работа над новыми техрегламентами: на никотинсодержащую продукцию, в отношении безопасности зданий и сооружений, на строительные материалы, использование в производстве пищевых масел (см. статью «Техническое регулирование в ЕАЭС: подготовка изменений продолжается», «ЭГ» № 40 за 01.06.2021).