Источник: "Цифровые закупки"
В июле Минпромторгом была опубликована Стратегия цифровой трансформации обрабатывающей промышленности до 2030 г. Согласно законам жанра, в документе много правильных общих мест, но есть и конкретика, от которой напрямую зависит технологический суверенитет страны.
Предлагается совершить ряд шагов для перехода к новому индустриальному укладу:
- Создание кастомизированной промышленной продукции – переход от «ремонта по регламенту к ремонтам по состоянию (проект «Продукция будущего»).
- Создание биржи компетенций и сервисов, обеспечивающих повышение производительности труда (проект «Новая модель занятости»).
- Переход к цифровому госуправлению: то есть к оказанию услуг господдержки с использованием инфраструктуры цифровых платформ.
- Создание межотраслевых моделей данных (дата-сеты для использования предприятиями и ИТ-компаниями).
- Создание национальной системы стандартизации и сертификации, базирующейся на технологиях виртуальных испытаний (проект «Цифровой инжиниринг»). Речь идет о разработке универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции, а также о формировании единых форматов данных (библиотек).
Особое внимание к двум последним пунктам. Они являются наиболее трудозатратными для исполнения. Их реализация потребует огромной концентрации усилий правительства, подведомственных структур, законодательных институтов и самих предприятий. Уместно вспомнить, что, собственно, со стандартизации и начинается промышленная политика – как акт государственной воли.
Во всех развитых странах мира стандартизация в промышленности – это не какой-то дополнительный развлекательный сервис и не рудимент статистики, – это в первую очередь средство управления экономикой.
При отказе от советских ГОСТов Российская Федерация добровольно отказалась и от промышленной политики, и от технологического суверенитета одновременно. Те требования, которые сегодня прописываются в технических условиях, – по сути, являются частной инициативой производителя. Не удивительно, что чаще всего они берутся из зарубежных аналогов или откровенно пишутся под эти аналоги.
Поэтому заявленное Минпромторгом «создание национальной системы стандартизации и сертификации» звучит как вызов, как заявка на возвращение страны в элиту технически развитых держав.
Стандарты – дело принудительное
Теперь о грустном. К сожалению, в стратегии Минпромторга не сообщается, подразумевает ли будущая система стандартизации какие-то обязательства со стороны промышленных корпораций и их предприятий? Или это очередная виртуальная история «за все хорошее против всего плохого».
Для сравнения, напомним, что в советской экономической практике несоответствие госту – рассматривалось как экономическое ЧП, равносильное преступлению и чреватое тюрьмой, а положение Госстандарта в системе управления экономикой было надведомственным. Еще более жесткие требования сегодня очень эффективно работают в крупнейшей индустриальной экономике мира – КНР. При этом, Поднебесной действует разветвленная двухконтурная или «бинарная» система стандартизации. Наряду с трафаретными обязательными стандартами – которые остаются каноническим маяком для всей промышленности, в Китае действуют дополнительные добровольные стандарты, которыми в праве пользоваться корпорации для создания новых наукоемких продуктов и экспансии на внешние рынки.
Справедливости ради, отметим, что стратегия Минпромторга РФ содержит не только теоретические рекомендации, вводятся и конкретные целевые показатели. В частности, к 1 января 2022 г. министерством будут сформированы не менее 550 цифровых паспортов системообразующих промышленных предприятий, к концу 2024 г. — не менее 9 тыс. До мая 2022 г. Минпромторг совместно с Минцифры, Минфином, Минэкономразвития и ФАС установят условия допуска иностранного инженерного ПО при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при покупке отечественного ПО). До этого времени уже будут внесены изменения в нормативные правовые акты в части установления условий допуска. Все это значит, что назревающая цифровая стандартизация промышленности будет происходить не на пустом месте, под нее подводится большая юридическая и техническая платформа.
Создание национальных промышленных стандартов позволит управлять жизненным циклом изделий, осуществлять их проектирование, испытание и сертификацию, послепродажное обслуживание. При этом наибольшего эффекта от цифровой стандартизации следует ожидать не в обработке, а именно в дискретном производстве – то есть в области машиностроения, микроэлектроники и приборостроения. Здесь наиболее остро ощущается дефицит единых требований к качеству и взаимозаменяемости продуктов и компонентов.
Единая информационная база – признак умной экономики
Для здоровой экономики, то есть экономики с низкими издержками и работающими инструментами планирования, требуется, чтобы и ученые, и производители, и инвесторы могли работать в едином информационном пространстве. Проще говоря, им нужны регламенты и права для организации комплексной коллективной работы над продуктом.
Одним из главных бонусов стандартизации является унификация – которая позволяет использовать один и тот же тип изделий в разных целях и в различных смежных отраслях (например, продукцию двойного назначения, продукцию ГОЗ – в гражданском конвейере).
Наконец единые обязательные стандарты позволяют создавать смежные производственные цепочки с разделением рисков; включать в них инновационные звенья, в том числе малый и средний бизнес, (в разных комбинациях) без ущерба для основного конвейера. Это возможность организовать умный переток и сбережение кадров в рамках проектного подхода, избежать простоя производства, перерасхода средств, недозагрузки инфраструктуры. В свое время, уничтожив единые стандарты, Российская Федерация лишилась этих элементарных рычагов управления экономикой. Сейчас их приходится строить заново.
Росстандарт на низком старте
Очевидно, что для исполнения столь амбициозных планов Минпромторгу придется работать рука в руку с Росстандартом. Не случайно в рядах последнего сейчас происходит внутренняя мобилизационная реформа, с опорой на расширенные полномочия в области метрологии, оценки соответствия, надзора и контроля, предоставляемые законом.
1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Выступая на итоговом заседании Росстандарта в Воронеже вице-премьер Юрий Борисов призвал со всей ответственностью подойти к новым возможностям, которые он открывает. Здесь не только дополнительные контрольно-надзорные механизмы для выявления опасной и фальсифицированную продукции, но и новые системные возможности создания новых правил для производящей экономики РФ.
По словам вице-премьера, необходимо реформировать деятельность национальной сети федеральных центров стандартизации и метрологии Росстандарта (ЦСМ), значительно усилить их роль на рынке метрологии, испытаний и сертификации. Юрий Борисов предложил Росстандарту подготовить план повышения востребованности ЦСМ, в том числе их лабораторного потенциала, чтобы результаты работы ЦСМ признавались на международном уровне. Также Борисов потребовал, добиться эффективного взаимодействия между Минпромторгом России и Росстандартом, четко разграничить функции, не забывать, что обязательная сертификация должна стать надежным барьером для некачественной и опасной продукции. Следует также добиваться полноценного признания результатов испытаний и сертификатов отечественных лабораторий и испытательных центров. Также Борисов призвал запустить практическое внедрение российских гармонизированных стандартов в промышленность, в том числе через механизмы государственного заказа и государственные корпорации. Эти инструменты сегодня недостаточно используются на практике.
Вице-премьер попросил Минпромторг России совместно с Росстандартом подготовить практическую программу реформирования системы технического регулирования на ближайшие 2-3 года. И здесь нельзя забывать про аккредитацию: без результативной системы аккредитации не удастся выполнить поставленные цели по импортозамещению. По словам Юрия Борисова, предстоит большая кропотливая работа по усилению роли технического регулирования в развитии российской промышленности. Условия, в которых сегодня функционирует отечественный бизнес (пандемия, закрытость некоторых государств мира, санкционное воздействие практически по всем направлениям), оставляют только один вариант развития: двигаться вперед самостоятельно в соответствии с ведущими мировыми трендами. Стандартизация – уникальный механизм, который может как притормозить, так и ускорить развитие, и этим механизмом надо правильно пользоваться. Необходимо плотнее взаимодействовать с потребителями (имеется в виду реальный сектор экономики). Основной заказчик — безусловно, Министерство обороны РФ, тем более что культура, связанная с военными стандартами, пострадала в меньшей степени.
Цифровая раздробленность стучится в двери
В России уже реализуется ряд успешных проектов по цифровизации (ПАО «КамАЗ», Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпромнефть» и др.), но это только единичные локальные инициативы: в рамках одной компании, одной корпорации. Разрозненные попытки «оседлать» цифровизацию предпринимаются и на региональном уровне. Например, в Башкортостане решили создать проектный офис цифровой трансформации промышленных предприятий.
Стране нужна единая платформа, единая программа Индустрии 4.0 Российской Федерации, которая позволит всем отраслям и всем предприятиям общаться на одном языке, и работать по единым стандартам. Основой этой платформы должны стать именно единые государственные стандарты качества. Если этого не сделать, индустриальный и научный потенциал России останется добычей зарубежных корпораций.