Источник: Новотест
В 2020 году большинство отраслей экономики столкнулись с кризисом. Вследствие закрытия баров, ресторанов и границ одним из наиболее пострадавших секторов оказалось виноделие. Недавнее исследование, проведенное во Франции, являющейся второй страной в мире по величине оборота винодельческой индустрии, показало, что влияние кризиса существенно варьировалось в зависимости от конкретных компаний. Поскольку внимание потребителей сместилось в сторону покупок в интернете, а также принятия более этичных и эко-сознательных решений при заказе товаров, стало ясно, что быстрая адаптация к новым реалиям и внедрение социально ответственного подхода позволят бизнесу выжить и преуспеть. Осознавая меняющиеся тенденции в области потребительских предпочтений, а также влияние отрасли на общество и окружающую среду, растущее число производителей вина обращаются к добровольному стандарту ИСО 26000 "Руководство по социальной ответственности", стремясь сделать вклад бизнеса в социально-экономическое развитие еще более позитивным. В данном контексте показательным является пример ряда французских компаний.
Франция = вино
Трудно представить образ Франции, избегая мыслей о знаменитом французском багете и о вине. Ежегодно данным государством производится более четырех миллиардов бутылок "солнечного напитка". Виноделие помогает привлечь миллионы туристов, обеспечивая экспортный доход в размере 13 миллиардов евро и создавая работу для полумиллиона человек. Сделать мир лучше с помощью вина. Данная поговорка распространена среди местных виноградарей. Стремясь реализовать поговорку на практике, многие профильные компании внедрили ИСО 26000. Теперь они следуют принципам устойчивого развития, а также философии социальной ответственности.
Ответственный путь и демонстрация успехов через сертификацию
Работа по реализации соответствующих принципов и философии на практике охватывает все сферы и аспекты бизнеса: от культивирования виноградной лозы и производства вина до купажирования, розлива в бутылки и отгрузки. Внедрение ИСО 26000 оказалось для многих виноградарей логическим продолжением организационной культуры, основанной на демократии, стремлении оказать положительное влияние на местное сообщество, солидарности и взаимоуважении. Стандарт позволяет использовать структурированный и гармонизированный подход на всех уровнях бизнеса. Поскольку из-за специфики ИСО 26000 его пользователи не могут сертифицировать бизнес на соответствие стандарту и продемонстрировать клиентам сертификат соответствия, были созданы сторонние инструменты. Например, под эгидой организации AFNOR, являющейся членом ИСО от Франции, на основе ИСО 26000 созданы системы сертификации «Label Engagé RSE» и «Vignerons Engagés». Данные инструменты позволяют не только сформировать четкий посыл конечному потребителю, но и предоставляют эффективные средства контроля сторонним оценщикам. Так, претендующие на знак сертификации «Label Engagé RSE» организации, выполняющие рекомендации ИСО 26000, проходят оценку с привлечением независимой организации по сертификации. Претенденты оцениваются по шкале от 1 до 4 (4 уровень - «образцовый»).
Непростой виноград
Выращивание винограда относится к сфере сельского хозяйства. Но виноделие выходит далеко за рамки этой отрасли. Винный туризм, специализированная (связанная с виноделием) недвижимость, винные клубы, винные курсы... большая часть отрасли связана не с конкретным алкогольным продуктом, а с культурным образом вина. Например, цена винодельческих поместий в некоторых частях Франции изменилась намного больше стоимости бутылки алкоголя. Классическим примером является Бургундия. В 2018 году местное поместье Clos de Tart было продано за рекордные 220 миллионов евро (около 29 миллионов евро из расчета на 1 гектар площади). Огромная цифра для винодельни – пусть и очень престижной, но производящей всего 25 000 бутылок алкогольного напитка ежегодно. Трудно оправдать подобную покупку одним лишь местным вином, каким бы вкусным оно не являлось... Учитывая данное обстоятельство, повышение социальной ответственности виноделов – важный шаг, напрямую и косвенно влияющий на большое число людей и предприятий.
Действия всех заинтересованных сторон
Так как же начать социально ответственный путь? Первым шагом зачастую является проведение первоначальной оценки текущего уровня социальной ответственности, анализ рисков, выявление сильных и слабых сторон и определение стратегии. Это объемная, но необходимая работа. И к ее выполнению следует привлекать не только руководство компании, внедряющей стандарт ИСО 26000. Важно добиться вовлечения других заинтересованных сторон. В частности, персонала, включая даже участников сезонных работ на виноградниках. Переходя к практической реализации стратегии, организации запускают различные проекты, охватывающие многочисленные сферы: от управления водными и энергетическими ресурсами до здоровья и безопасности на работе. Причем здоровью и благополучию персонала сегодня уделяется все больше внимания, учитывая влияние пандемии. Неудивительно, что в результате внедрения ИСО 26000 повышается удовлетворенность и продуктивность персонала.
Вовлечение местного сообщества
Вовлечение местного сообщества - неотъемлемая часть процесса. Помимо выделения из бюджета предприятия средств на поддержку местных проектов в форме пожертвований и организации стажировок новичков в отрасли, виноделы, внедрившие ИСО 26000, дополнительно помогают смежному локальному бизнесу. Например, поставляя биомассу, оставшуюся после сбора урожая, на предприятия по производству биотоплива. Приверженные принципам социальной ответственности виноделы также стремятся избежать продажи виноградников с целью последующего непрофильного использования. Если кто-то купил виноградник с намерением вырвать виноградные лозы и построить большой дом, который, например, не соответствует региону, подобное может дестабилизировать окружающие виноградники, полностью изменить ландшафт и имидж апелласьона.
Помня об окружающей среде
Хотя вино является культурным феноменом, влияющим на множество смежных секторов экономики, винодельческая отрасль по-прежнему в значительной степени зависит от окружающей среды. И начало 2021 года обернулось серьезным ударом для ряда виноделен, обусловленным буйством стихии. Так, французы столкнулись с весенними заморозками в апреле, погубившими до 100% урожая на некоторых виноградниках. Подобные события, обусловленные влиянием экстремальных погодных условий, встречаются все чаще и чаще. Именно по данной причине виноделы обязаны соблюдать экологические требования, выходящие за рамки стандартных требований апелласьона (водопользование, борьба с вредителями и т.д.). Прогрессивные компании, например, стремятся резко сократить или даже полностью прекратить использование любых химикатов. Некоторые компании разработали винные бутылки без этикеток с рельефной гравировкой, весящие меньше стандартных (средний вес составляет 500+ грамм), что в перспективе позволит ежегодно экономить тонны стекла.
Решительный шаг в сторону ИСО 26000
Внедрение ИСО 26000 - долгий и трудный путь, не приносящий осязаемые плоды, но способный пролить свет на возможности. Стандарт помогает создать продуманную стратегию, добиваясь улучшения репутации бизнеса и, что гораздо важнее, организации производства чего-то действительно ценного с меньшим негативным воздействием на планету.