Источник: Росстандарт
Приказом Росстандарта утверждён ГОСТ Р 59848-2021 «Автомобильные транспортные средства категорий М2 и М3. Технические требования и методы испытаний». Особенностью данного национального стандарта является то, что при его разработке учтены результаты собственных независимых проверок, проводимых ведомством на отечественном рынке автобусной техники.
Росстандарт осуществляет функции по государственному надзору за соответствием автомобильной техники требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Начиная с 2019 года, проводятся массовые проверки автобусной техники, в том числе в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации. Проверки включают в себя проведение натурных испытаний с применением методов разрушающего контроля. Необходимость проверок вызвана высоким уровнем аварийности автобусной техники, а также с учетом поручений Главы государства, в соответствии с которыми к 2024 г. необходимо обеспечить снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 г., а к 2030 г. – обеспечить стремящиеся к нулю показатели смертности.
По результатам испытаний выявлены как многочисленные нарушения установленных требований, так и несовершенство установленных действующими нормативно-техническими документами требований.
В связи с этим в настоящее время реализуются не только меры административного характера, направленные на устранение выявленных нарушений, но и мероприятия по совершенствованию технических требований к автобусной технике.
Так, с ноября 2019 г. Росстандартом, являющимся компетентным административным органом Российской Федерации в соответствии Женевским соглашением 1958 г., на площадке Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН (WP29), ведется работа по внесению изменений в Правила ООН № 66, поскольку по результатам натурных испытаний были выявлены проблемы, которые не учитываются при оценке соответствия автобусов, но напрямую влияют на безопасность пассажиров в случае попадания транспортных средств в ДТП. Речь идет о работоспособности аварийных люков в случае опрокидывания. В соответствии с действующими требованиями их оценка производится в статическом состоянии, а аварийные люки, естественно, обязаны работать именно в случае аварийной ситуации. Также необходимо исключить травмирование пассажиров элементами экстерьера салона – багажными полками, огнетушителями и аварийными молотками. Кроме того, в предложениях Российской Федерации отражено требование проводить подтверждения соответствия по Правилам ООН № 66 только натурными испытаниями, а разрешенные сейчас цифровое моделирование и квазистатические испытания отнести к предварительному этапу подготовки автобуса к сертификационным испытаниям. Данные проблемы были учтены при разработке ГОСТ Р 59848-2021.
«Уникальность данного ГОСТа обусловлена прямой имплементацией результатов надзора, осуществляемого Росстандартом. Выявленная недостаточность обязательных требований Правил ООН устранена в данном национальном стандарте, который предъявляет повышенные требования безопасности и качества к автобусной технике. То есть результаты проводимых по поручениям Правительства Российской Федерации проверок послужили не только причиной отзыва с рынка более 4,5 тыс. автобусов всех классов, но и стали во многом основой для разработки данного стандарта. А его применение повысит качество и безопасность транспортных услуг для населения» - отметил заместитель Руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Росстандарт обращает внимание, что согласно положениям законодательства, при осуществлении закупок при описании необходимо использовать требования документов национальной системы стандартизации. Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость повышения безопасности и качества транспортных услуг для населения, включение требований данного ГОСТ при осуществлении закупок автобусной техники в рамках реализации региональных программ, связанных с обновлением парка автобусной техники, положительно скажется на комфорте и безопасности реализуемой на российском рынке автобусной техники.
Новый стандарт разработан ФГУП «НАМИ» в рамках деятельности технического комитета по стандартизации №056 «Дорожный транспорт» (ТК -56) и вступает в силу с 1 июня 2022 года.