Источник: информационное агентство Advis
Межгосударственный стандарт, разработанный ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ») в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045/ МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на железнодорожный подвижной состав колеи 1520 мм и устанавливает допустимые уровни показателей его воздействия на железнодорожный путь и стрелочные переводы, а также экспериментальный и расчетно-экспериментальный методы определения показателей воздействия железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь при движении со скоростями до 69,44 м/с (250 км/ч) (включительно), которые используют для определения допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожному пути с разной конструкцией верхнего строения пути.
Стандарт устанавливает 19 новых терминов и их определений: боковая сила, передаваемая от колеса железнодорожного подвижного состава на рельс (боковая сила); вертикальная сила, передаваемая от колеса железнодорожного подвижного состава на рельс (вертикальная сила); испытательное сечение; испытательный участок (железнодорожного) пути; испытания по воздействию на (железнодорожный) путь; конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава; коэффициент вертикальной динамики первой ступени подвешивания; коэффициент (вертикальной) динамической добавки; набегающая колесная пара; непогашенное ускорение; обрессоренные части единицы железнодорожного подвижного состава; определение масштабных коэффициентов; опытный (железнодорожный) подвижной состав; опытный поезд; рамная сила; статическая осевая нагрузка единицы железнодорожного подвижного состава (статическая осевая нагрузка); типовая конструкция верхнего строения пути; ходовые динамические испытания и ширина (головки) остряка.
В документе приведены допускаемые значения (нормы) показателей воздействия железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь, объекты, подвергаемые испытаниям, средства измерения, применяемые при испытаниях и их характеристики, а также условия проведения испытаний и методы, используемые для проведениях этих испытаний. ГОСТ 34759-2020 устанавливает правила обработки результатов испытаний и оформления полученных результатов, а также требования безопасности и охраны труда. Применение стандарта, в том числе, будет направлено на обеспечение исполнения требований технических регламентов ЕАЭС в области железнодорожного транспорта.
Ожидаемый эффект от введения в действие ГОСТ 34759-2021 на железнодорожном транспорте выразится в: - установлении единых требований по обеспечению воздействия на железнодорожный пути и безопасности движения железнодорожного подвижного состава на межгосударственном уровне; - повышении технического уровня железнодорожного подвижного состава.
При разработке ГОСТ 34759-2021 учитывались стандарты, устанавливающие требования, методы и методики испытаний, распространяющиеся на специальный железнодорожный подвижной состав, моторвагонный подвижной состав, вагоны пассажирские локомотивной тяги и вагоны грузовые.
Стандарт разрабатывался с 2016 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило не менее двухсот сорока замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «ВНИКТИ», АО «ВНИИЖТ», АО «Трансмашхолдинг», ЗАО НО «ТИВ», а также от других организаций-членов НП «ОПЖТ» и ТК 045, членов МТК 524 – ГО «Белорусская железная дорога» и ТК 040 «Железнодорожный транспорт» (Республика Казахстан).
Протоколом от 26 августа 2021 г. № 142-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия и Узбекистан. В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 октября 2021 г. № 1068-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34759-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2022 г. с правом досрочного применения. При этом с 1 февраля 2022 г. отменяется ГОСТ Р 55050-2012.