Источник: портал "Металлоснабжение и сбыт"
Росстандарт утвердил ГОСТ Р 59849-2021 «Соединения сварные конструкций кузовов железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов». Документ содержит требования к проектированию, изготовлению, ремонту и контролю качества соединений сварных конструкций кузовов грузовых вагонов, в том числе вагонов-цистерн, моторвагонного подвижного состава из алюминия и алюминиевых сплавов.
Так, новый ГОСТ устанавливает требования к выполнению и контролю сварных соединений, выполненных по технологиям сварки: трением с перемешиванием, плавления в виде дуговой сварки вольфрамовым электродом и давления в виде контактной точечной и шовной сварки. Системно и подробно изложены требования к качеству соединений, выполненных по перечисленным технологиям, приведены допустимые ограничения, а также примеры дефектов и способы их исправления. Кроме того, в документе учтены пределы выносливости сварных соединений из алюминиевых сплавов при разной асимметрии амплитуд напряжений, действующих на конструкции кузовов железнодорожного подвижного состава.
Национальный стандарт разработан экспертами Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»), Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) и Алюминиевой Ассоциации согласно Программе национальной стандартизации и Перспективной программе стандартизации алюминиевой промышленности до 2023 года в рамках ТК 045 «Железнодорожный транспорт» и ТК 099 «Алюминий».
Проект стандарта, идею которого предложили в компании РУСАЛ, впервые был представлен для публичного обсуждения в сентябре 2018 года. Разработчик учел более 400 замечаний, высказанных в ходе обсуждения членами ТК 045, ТК 099 и другими представителями экспертного сообщества. Окончательная редакция стандарта была согласована всеми сторонами, в том числе ООО «Уральские локомотивы», АО «Синара-Транспортные Машины», ООО «ТМХ Инжиниринг», АО «ВНИКТИ», АО «Метровагонмаш», ПАО «НПК ОВК», АО «Рузхиммаш», ОАО «РЖД», ВНИЦТТ, ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» и другими.
«Целесообразность разработки стандарта обусловлена необходимостью обобщения имеющегося отечественного и международного опыта применения алюминиевых сплавов в железнодорожном машиностроении, а также данных о механических и коррозионных свойствах сварных соединений в кузовах из алюминиевых сплавов. Утверждение стандарта позволит многократно снизить затраты производителей кузовов железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов», – руководитель направления железнодорожного транспорта Алюминиевой Ассоциации Андрей Гаркавенко.
Стандарт вводится в действие с 1 апреля 2022 года.