Источник: Коммерсантъ
Правила проведения ремонта автомагистралей могут изменить — поправки к соответствующему ГОСТу подготовили дорожники совместно с ГИБДД. Дорожным службам разрешат не наносить временную разметку в ходе ремонта при минусовых температурах и использовать пластиковые конусы для предупреждения водителей о временной траектории объезда участка, на котором ведутся работы. Эксперты раскритиковали инициативы, ссылаясь на риски для безопасности движения.
Действующие правила организации движения и установки знаков в местах производства работ регламентированы ГОСТ 58350 2019 года. Компания «Объединенные системы сбора платы» (ОССП, оператор платных трасс М-11, М-4 и М-3) предложила внести правки в документ, аргументировав их необходимость минимизацией угроз для безопасности ремонтников.
Сегодня стандарт обязывает применять в этих целях прямоугольные указатели высотой от 1 м на опорах с диагональными полосками. Их называют дорожными пластинами.
«Запрет создал риск для жизни и здоровья дорожных рабочих, задействованных в расстановке средств организации дорожного движения, что повысило вероятность ДТП с пострадавшими в результате наезда на них автомобиля», — пояснил “Ъ” директор ОСCП по эксплуатации дороги М-11 Загид Салехов. Времени на расстановку пластин затрачивается вдвое больше, поясняет господин Салехов, конусы же можно расставлять на проезжую часть прямо из кузова движущейся машины. Компания предлагает при этом сохранить обязательность пластин на период ночных и длительных (более 14 часов) работ.
Поправки прошли обсуждения в кругу экспертов (“Ъ” ознакомился с таблицей замечаний).
Действующая редакция ГОСТа подготовлена Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РосдорНИИ, подчинен Минтрансу). Вчера на запрос “Ъ” в организации не ответили.
Применение дорожных конусов на автомагистралях «неприемлемо», говорится в отзыве на поправки АО «Институт "Стройпроект"»: их видно значительно хуже, чем указатели, из-за меньшей высоты и площади проекции поверхности. «Мы используем конусы с самым высоким уровнем светоотражения, создающим эффект "встречных фар" не хуже, чем дорожные пластины», — заверил “Ъ” господин Салехов. Сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин обращает внимание на то, что указатели, в отличие от конусов, имеют утяжелители, что не дает им упасть от ветра и создать на дороге аварийную ситуацию.
Дополнительным средством предупреждения водителей (но не основным) в ходе дорожных работ называет конусы глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. В России, считает он, «культура производства дорожных работ пока на довольно низком уровне», поэтому должны быть разработаны принципиально новые правила.
В ноябре 2020 года, напомним, вице-премьер Марат Хуснуллин поручал МВД, правительству Москвы и Probok.net проанализировать статистику «повторных» аварий (совершаемых во время оформления других ДТП) и при необходимости скорректировать правила, однако затянувшиеся споры полиции с независимыми экспертами к результату так и не привели.
В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) считают, что на высокой скорости водители могут не заметить конусы, что может спровоцировать ДТП, лучше использовать водоналивные блоки. «Они заметнее и прочнее, они могут смягчить удар, — заявили “Ъ” в центре. — Считаем, что данные требования менять не стоит, это может сказаться на безопасности движения. ЦОДД постоянно следит за соблюдением всех требований безопасности в зонах производства дорожных работ. Все нарушения фиксируются и направляются в контролирующие органы для привлечения организаций к ответственности».