Источник: Vgudok
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило ГОСТ, содержащий требования к проектированию, изготовлению, ремонту соединений сварных конструкций кузовов грузовых вагонов, в том числе вагонов-цистерн, моторвагонного подвижного состава из алюминия и алюминиевых сплавов. Проект, который обсуждался более года, предложили в компании РУСАЛ. В силу документ вступит уже 1 апреля этого года.
Новый стандарт определяет требования к выполнению и контролю соединений, выполненных по технологиям сварки: трением с перемешиванием, плавления в виде дуговой сварки вольфрамовым электродом и давления в виде контактной точечной и шовной сварки. Также в документе обозначены положения по качеству соединений из алюминия, а ещё отражено, какие имеются ограничения при работе, какие существуют дефекты и способы их исправления.
Отдельно просчитаны пределы выносливости сварных соединений из алюминиевых сплавов при разной асимметрии амплитуд напряжений, действующих на конструкции кузовов железнодорожного подвижного состава.
ГОСТ разработан в Научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (АО «ВНИИЖТ»), Объединении производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) и Алюминиевой Ассоциации.
Проект стандарта впервые был представлен для публичного обсуждения в сентябре 2018 года, после чего разработчик учёл более 400 замечаний. Окончательная редакция стандарта была согласована всеми сторонами, в том числе ООО «Уральские локомотивы», АО «Синара-Транспортные Машины», ООО «ТМХ Инжиниринг», АО «ВНИКТИ», АО «Метровагонмаш», ПАО «НПК ОВК», АО «Рузхиммаш», ОАО «РЖД», ВНИЦТТ, ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» и другими компаниями.
«Целесообразность разработки стандарта обусловлена необходимостью обобщения, имеющегося отечественного и международного опыта применения алюминиевых сплавов в железнодорожном машиностроении, а также данных о механических и коррозионных свойствах сварных соединений в кузовах из алюминиевых сплавов. Утверждение стандарта позволит многократно снизить затраты производителей кузовов железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов», — рассказал руководитель направления железнодорожного транспорта Алюминиевой Ассоциации Андрей Гаркавенко.
У нас уже были истории, когда в России делали алюминиевые вагоны, подходы к этому «упражнению» регулярно осуществляются, рассказал президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
«В любом случае необходимость в стандартизации этих подходов была, поэтому и разработали соответствующий ГОСТ. Насколько я помню, он год или полтора разрабатывался, обсуждался. С учётом того, что эта мысль умам покоя не даёт, соответственно, РУСАЛ в этом направлении пытается всё время куда-то двигаться. Да и в целом у некоторых вагоностроителей задача по облегчению веса конструкций периодически крутится в голове. Теперь это упражнение выполнили, ГОСТ есть, а как это будет реализовано — будем смотреть.
Не думаю, что это как-то сильно начнёт стимулировать производство алюминиевых вагонов. Это долгоиграющая тема и в моменте, думаю, никакого эффекта не окажет. Из основных бенефициаров здесь присутствует РУСАЛ, который к этому упражнению уже несколько раз подходил. А противники, наверное, будут классические — это вагоностроительные заводы, которые работают с простым металлом. Им сейчас менять линии, ставить совсем новые вагоны в условиях, когда есть нормальный продукт, который может продаваться, просто не интересно», — говорит эксперт.
Тем временем Компания «РМ Рейл» уже приступила к сборке вагона-минераловоза из алюминиевых сплавов модели 19-1299. Он предназначен для перевозки различных грузов, включая минеральные удобрения. Также возможно исполнение для зерна и других сыпучих грузов. Конструкция предусматривает использование инновационной тележки с осевой нагрузкой 25 тонна-сил.
От модели предыдущего поколения хоппер отличается сниженной на полтонны массой тары и повышенной грузоподъёмностью — 79 тонн. Объём кузова — 111 куб. м. Этих показателей удалось добиться благодаря применению нового алюминиевого сплава 1581*, легированного скандием. После проведения сертификационных испытаний алюминиевый вагон поступит в эксплуатацию, предположительно, в 2022 году.
«Реализация проектов по созданию грузовых и пассажирских вагонов с улучшенными характеристиками возможна благодаря разработке новых алюминиевых сплавов и проведению НИОКР.
В ближайшее время мы ожидаем смену парадигмы на российском железнодорожном рынке, которая приведёт к балансу парка и ускоренному замещению устаревшего подвижного состава инновационными вагонами с применением новейших алюминиевых сплавов», — рассказал vgudok.com Андрей Гаркавенко.
*Сплав 1581 — оригинальная разработка отечественных материаловедов, которая была вдохновлена космосом. Именно при освоении космического пространства в России впервые стали применять скандийсодержащие сплавы. Они имеют высокие показатели прочности и свариваемости.
Такие свойства позволили создать прочную и лёгкую конструкцию с использованием современной технологии сварки трением с перемешиванием. При этом оптимизация содержания скандия в полуфабрикатах позволила сохранить их стоимость на уровне изделий из традиционных алюминиевых сплавов.