Источник: Парламентская газета
Каждое четвёртое ДТП в России в 2021 году произошло с участием пешеходов. В авариях пострадали более 24 тысяч человек, каждый десятый из них погиб. В двух третьих случаев в таких ДТП были виноваты водители, при этом каждая третья авария произошла по вине самих пешеходов, отмечается в докладе научного центра безопасности дорожного движения при МВД. Чтобы уменьшить число таких происшествий, необходимо максимально разделить автомобильные и пешеходные потоки, говорят эксперты. На это направлены новые ГОСТ автомобильных дорог и улиц. Документ опубликован на официальном сайте Росстандарта.
Дороги станут безопаснее к 2030 году
«В этих документах порой трудно разобраться, не знаешь, какой ГОСТ актуальнее, новее. В то же время, например, в странах Европы это, как правило, всего несколько исчерпывающих документов, данные в которых не пересекаются и не противоречат друг другу», — отметил депутат.
Он также напомнил, что подготовить новый ГОСТ потребовалось, чтобы достичь целей, поставленных в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «По поручению президента мы должны снизить смертность на дорогах к 2030 году до уровня 4 человека на 100 тысяч. И новый ГОСТ в этом вопросе станет одним из действенных инструментов», — считает Федяев.
Для этого новый ГОСТ вводит требования к пешеходным переходам и велодорожкам, предписывает, на каких участках надо снизить скорость и как это сделать, а также регламентирует работу светофоров.
Рваный скоростной режим и заторы
«Парламентская газета» попросила экспертов оценить предложенные меры. По новым ГОСТ автомобилистов ждёт много интересного, прокомментировал предложенные правила нашему изданию координатор общества «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов.
«Такое интенсивное движение свойственно вылетной магистрали. Более 700 единиц на полосу — это практически свободное движение, — сказал Шкуматов. — Если новые правила примут, движение автотранспорта на таких дорогах будет прерываться каждую минуту, что приведёт к серьёзным заторам».
Поэтому эксперт предложил пересмотреть предложенную норму и снизить показатель интенсивности транспорта на «более адекватную величину» — до 200-300 машин.
Также предлагается на дорогах вне населённых пунктов около пешеходных переходов ограничить максимальную скорость движения 70 километрами в час, обратил внимание эксперт. «Представляете, едете вы буквально вдоль леса, стоит знак, стоит камера, и, конечно, вы снижаете скорость. Но в итоге это приведёт к рваному скоростному режиму. Что будет порождать конфликтные ситуации на дорогах», — считает Шкуматов.
Парковки уменьшатся кратно
Отдельные пункты нового ГОСТ регулируют безопасность пешеходов на территории жилой застройки. Например, предписывают сократить там число полос движения и уменьшить их ширину, обратил внимание Шкуматов.
«Это приведёт к резкому сокращению числа парковочных мест во дворах, — полагает координатор общества «Синих ведёрок». — Я бы даже сказал, что парковки сократятся кратно, то есть в разы».
Есть вопросы и к пункту, который говорит о том, что парковочные места могут выстраиваться с одной стороны жилой зоны при ширине проезжей части не менее 4,5 метра, отметил он.
«Я могу сказать, что это приведёт к ликвидации парковочных мест практически повсеместно, — предположил Шкуматов. — При этом действующие сейчас нормы вполне приемлемы. Например, в моём дворе ширина дороги 4 метра, и даже она позволяет организовать парковку с двух сторон».
Освещение и светомузыка на переходах
Между тем в Госдуме обратили внимание на затраты на новый ГОСТ. «Некоторые требования делают более затратными обустройство улиц и дорог. Это касается знаков, светофоров, искусственных дорожных неровностей. Не получится ли так, что небольшие муниципалитеты не смогут обеспечить выполнение таких требований?» — задумался Павел Федяев.
«Отдельное спасибо за велодорожки, велополосы и велопереезды, так как эта инфраструктура сегодня используется не только велосипедистами, но и самокатчиками», — сказал депутат.
Он также выразил надежду, что новый ГОСТ будет серьёзным шагом к тому, чтобы сделать систему городского проектирования более прозрачной и понятной всем, и в первую очередь пешеходам и водителям, а не только специалистам-проектировщикам или ГИБДД.