Источник: Российский строительный комплекс
Председатель Правления «Союзцемент» и генеральный директор «Евроцемент груп» Вячеслав Шматов прокомментировал приостановление действия абзаца третьего пункта 8.2 ГОСТ Р 56836-2016.
Приказом от 28 января 2022 г. № 41-ст Росстандартом принято решение о приостановлении действия абзаца третьего пункта 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов».
Вопрос сохранения положений абзаца третьего пункта 8.2 стандарта является стратегически важным для всей отечественной цементной отрасли, поскольку требование об инспекционном контроле, закрепленное в абзаце третьем пункта 8.2 стандарта, направлено на проверку безопасности импортируемого цемента, в основном, из Ирана и Турции на территорию Российской Федерации.
Текущая загрузка цементных предприятий в РФ составляет 57%, а профицит мощностей 44,2 млн тонн в год. Исключение из стандарта требования об инспекционном контроле повлечет увеличение объема ввоза импортного цемента невысокого качества из третьих стран в объеме не менее 2 млн тонн ежегодно по ценам ниже себестоимости цемента российского производства. Это негативно скажется для российской цементной отрасли и может в перспективе повлечь к закрытию заводов, а значит создать социальную напряженность в регионах производства.
После отмены ГОСТа неясно, как именно будет контролироваться качество завозимого в страну цемента. Российский рынок рискует столкнуться с волной дешевой контрафактной продукции и соответствующими последствиями для потребителя.
Отмена инспекционного контроля в отношении каждой ввозимой партии цемента приведет к насыщению российского рынка дешевым контрафактом, фальльсификатом, реализуемым под видом сертифицированной продукции, что создает угрозу жизни и здоровью населения (наличие в цементе вредных для здоровья примесей, угроза разрушения конструкций из-за ненадлежащего качества цемента), а также дестабилизирует обстановку на российском цементном рынке.
Ухудшение его конъюнктуры приведет к нарушению нормального функционирования стратегической для российской экономики цементной отрасли, неспособности отечественных производителей обеспечить объемы производства, необходимые для реализации национальных проектов и стратегий в части программ строительства.
Кроме этого, прекращение действия пункта 8.2 ГОСТ создаст возможность для иностранных изготовителей цемента, получивших российские сертификаты, осуществлять реэкспорт на территорию России под видом продукции собственного производства цемента неподтвержденного качества, ввезенного в эти страны из других государств. При этом у реэкспортера будет возможность поставлять контрафакт по демпинговым ценам. Также ситуация усугубляется тем, что в России прекращён государственный контроль за оборотом цемента.
На сегодня ввоз в РФ импортного цемента за 10 месяцев 2021 года увеличился на 17,2% к аналогичному периоду 2020 года и достиг 1,7 млн. Теперь после отмены пункта 8.2 объём импорта однозначно увеличится. По прогнозам аналитиков, он может составить до 3-4 млн. тонн. И вопрос о безопасности ввозимого цемента и соответствия его российским стандартам следует ставить в первую очередь.