Источник: портал «Гражданский контроль государственных закупок»
О роли стандартов организаций, технических условий, спецификаций при описании объекта закупки по Законам № 44-ФЗ и №223-ФЗ
О роли стандартов организаций, технических условий, спецификаций при описании объекта закупки по Законам № 44-ФЗ и №223-ФЗ
Стандарты организации (далее – СТО) представляют собой документы по стандартизации, утверждаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Частным случаем СТО являются технические условия (далее – ТУ), утверждаемые непосредственно изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
И хотя возможность использования ТУ прямо предусмотрена п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ антимонопольные органы на протяжении многих лет обычно отказывают заказчикам в праве их применения при описании объекта закупки. Мотивируют антимонопольные органы свои решения тем, что ТУ ограничивают возможности поставки эквивалентных товаров, по определению указывают на конкретного производителя, а информация о ТУ отсутствует в открытом доступе [1]. Аналогичный подход ФАС России можно встретить и в закупках по Закону № 223-ФЗ, который не содержит прямого запрета на использование ТУ при описании предмета закупки [2].
При этом еще в конце 2020 года законодательство о стандартизации подверглось серьезным изменениям, оставшимся без внимания большинства специалистов и экспертов в сфере закупок. И связаны они с уравниванием статуса ГОСТов и СТО, в том числе ТУ, с точки зрения описания объекта закупки по правилам Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Дело в том, что еще в 2016 году в п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ были включены требования о том, что заказчик при определении требований к закупаемой продукции должен руководствоваться документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации (далее – документы национальной системы стандартизации). А под документами национальной системы стандартизации п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации) с 29.06.2021 понимаются не только всем привычные ГОСТы (национальные стандарты) и информационно-технические справочники, но и технические спецификации (отчеты), а также СТО, в том числе ТУ, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.
Знание данной особенности позволило одному из заказчиков уже в этом году успешно отстоять правомерность использования технических условий при описании объекта закупки:
В описании объекта закупки позиции №14 «Стакан лабораторный полипропиленовый 100 мл по ТУ 9398-002-54287340-2010,118 шт.» Заказчик указал ТУ конкретного производителя, что по мнению участника закупки ограничивает число участников закупки.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки…документов национальной системы стандартизации. Документами национальной системы стандартизации являются в том числе ТУ, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.
Таким образом, включение ТУ 9398-002-54287340-2010 в описание объекта закупки не противоречит Закону о контрактной системе [3].
Однако законодатель приравнял к ГОСТам далеко не все СТО и ТУ, обозначая их как документы национальной системы стандартизации. На самом деле документами национальной системы стандартизации являются только те СТО и ТУ, которые были зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов[4]. И далеко не все СТО и ТУ можно считать национальными стандартами, так как их регистрация в Федеральном информационном фонде стандартов является добровольной (ч. 6 ст. 21 Закона о стандартизации, п. 2 Порядка регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов (утв. Приказом Росстандарта от 30.04.2021 № 651)).
Также в Закон о стандартизации с целью стимулирования внедрения инноваций было введено понятие технической спецификации (отчета), являющейся документом по стандартизации, утвержденным техническим комитетом по стандартизации и устанавливающим характеристики, правила и принципы в отношении инновационной продукции (работ, услуг), процессов, исследований (испытаний), измерений, включая отбор образцов, и методов испытаний. Техническая спецификация (отчет) также приравнена к ГОСТу, являясь документом национальной системы стандартизации, и может быть зарегистрирована в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе технических комитетов по стандартизации, утвердивших данную техническую спецификацию (отчет) (ч. 3 ст. 21.1 Закона о стандартизации, п. 19 Порядка разработки и утверждения технических спецификаций (отчетов) (утв. Приказом Росстандарта от 30.04.2021 № 652)). Такие технические спецификации (отчеты) заказчики также вправе использовать при описании объекта закупки по правилам Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Разумеется, смысл данных поправок в Закон о стандартизации состоял не в том, чтобы облегчить работу заказчиков по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. По мнению автора, данные поправки были нацелены на то, чтобы легализовать многолетнюю работу некоторых государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием в области разработки собственных стандартов и систем стандартизации[5] с тем, чтобы они могли беспрепятственно использовать свои наработки при описании закупаемой продукции[6]. Для этого им теперь достаточно зарегистрировать разработанные ранее СТО и ТУ в Федеральном информационном фонде стандартов.
Тем не менее, нельзя полностью исключать применение данного правового механизма и в целях злоупотреблений в ситуации, когда СТО, ТУ или техническая спецификация (отчет) содержат нетипичные для большинства производимых товаров качественные, технические или функциональные характеристики. Ведь любое зарегистрированное в Федеральном информационном фонде стандартов ТУ или СТО формально является национальным стандартом и может быть использовано в описании объекта закупки наряду с ГОСТом. А в случае с технической спецификацией (отчетом) и регистрация в Федеральном информационном фонде стандартов не является обязательной для его применения в рамках Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Определенные вопросы вызывает у автора и техническая сторона процесса получения доступа к зарегистрированным в Федеральном информационном фонде стандартов СТО, ТУ, техническим спецификациям (отчетам). Несмотря на то, что размещение документов национальной системы стандартизации, к которым относятся теперь также СТО, ТУ и технические спецификации (отчеты), на сайте Росстандарта прямо предусмотрено п. 4 Порядка (утв. Приказом Минпромторга России от 26.02.2018 № 522), автору не удалось найти в открытом доступе тексты СТО, ТУ и технических спецификаций (отчетов), включенных в Федеральный информационный фонд стандартов[7]. Тексты ГОСТов и сводов правил (СП) все же размещены, хотя и в неудобном формате, подталкивающем пользователя к приобретению платных продуктов.
Платный доступ к предоставлению информации, содержащейся в Федеральном информационном фонде стандартов, прямо предусмотрен п. 17 Положения о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 589). Однако даже обращение к оператору Федерального информационного фонда стандартов- ФГБУ «РСТ» [8] за платной услугой не гарантирует оперативного получения необходимой информации, так как срок предоставления информации составляет 15 рабочих дней со дня поступления запроса оператору [9], что явно превышает сроки подачи заявок на участие в закупке.
[1] См., например, решение Московского УФАС России от 21.07.2021 по делу №077/06/106-12447/2021 (закупка № 0373200024421000624), решение ФАС России от 12.12.2018 № 18/44/105/1948 (закупка № 0372100022318000104), решение Тульского УФАС России от 28.04.2021 по делу № 071/06/105-313/2021 (закупка № 0166300014621000009), решение Ставропольского УФАС России от 25.04.2016 по делу № РЗ-517-2016 (закупка № 0121300039416000055), решение Омского УФАС России от 18.05.2016 № 03-10.1/107-2016 (закупка № 0152300039916000018).
[2] Решение Якутского УФАС России от 14.02.2022 № 014/07/3-154/2022 (закупка № 32211055139), решение Московского УФАС России от 09.09.2019 по делу № 077/07/00-9253/2019 (закупка № 31908228169), решение Санкт-Петербургского УФАС России от 08.09.2019 по жалобе № Т02-682/19 (закупка № 31908396964), решение Хабаровского УФАС России от 20.05.2019 по делу № 027/01/18.1-241/2019 (№ 31907771497). И только в решении Оренбургского УФАС России от 27.03.2020 по делу № 056/07/3.2-376/2020 антимонопольный орган прямо указывает на то, что Закон № 223-ФЗ не запрещает требовать соответствие товара техническим условиям.
[3] Решение Хакасского УФАС России от 13.04.2022 по жалобе № 019/06/105-189/2022 (закупка № 0380200000122001286)
[4] Первым таким зарегистрированным по новым правилам стандартом организации стал СТО INTI S.20.1-2021 «Задвижки клиновые. Общие технические условия».
[5] См., напр.: Госкорпорация «Росатом»; ПАО «Газпром»; ПАО «ФСК ЕЭС».
[6] И в дополнение Госкорпорация “Росатом” получила право разработки сводов правил (ч. 1 ст. 20 Закона о стандартизации), а Госкорпорация “Роскосмос” – право осуществлять обязательную оценку соответствия космической техники, и в последующем – устанавливать особенности технического регулирования через отраслевой закон (ст. 5.6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”).
[7] Информация о всех зарегистрированных СТО/ТУ будет публиковаться в официальном издании Росстандарта – Информационном указателе Национальные стандарты».
[8] Оператор утвержден Приказом Росстандарта от 01.07.2016 № 846 «Об операторе Федерального информационного фонда стандартов»
[9] п. 20 Положения о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 589)