Замминистра промышленности и торговли Андрей Богинский рассказал о задачах Второго съезда авиапроизводителей
17.04.2015 в 13:48 | INFOLine, ИА (по материалам Министерства промышленности и торговли) | Advis.ru
В четверг, 16 апреля, в Ульяновске на территории предприятия "Авиастар" открылся Второй Всероссийский съезд авиапроизводителей. Мероприятие продлится до 17 апреля. Его участники обсудят развитие кадрового потенциала авиационной промышленности, повышение уровня профессиональной подготовки, профильное законодательство и другие вопросы.
Накануне съезда заместитель министра промышленности и торговли Андрей Богинский дал интервью, в котором рассказал о формате и задачах мероприятия, и о том, чем оно отличается от состоявшегося в апреле 2013 года.
– Скажите, чем нынешний съезд будет отличаться от предыдущего?
Андрей Богинский: Первый съезд с точки зрения его целей и задач был, скорее, ознакомительной площадкой. В отрасли лет десять не было подобного рода событий. Конечно, проходили авиасалоны МАКС, выставки в рамках форума "Технологии в машиностроении", но их формат не предполагал возможности донести позицию по принципиальным вопросам. А такая необходимость существовала, были важные посылы со стороны федеральных органов власти и предприятий-финалистов – производителей самолетов и вертолетов. Мне кажется, эта задача была успешно решена. Руководители министерства представили программные документы, руководители интегрированных структур рассказали о своих основных программах. Между двумя мероприятиями произошли кадровые изменения в двух ведущих интегрированных структурах. Осенью 2013 года "Вертолеты России" возглавил Александр Александрович Михеев, в начале нынешнего года президентом Объединенной авиастроительной корпорации стал Юрий Борисович Слюсарь. В этом году изменится формат работы. В первый день пройдут заседания круглых столов по приоритетным вопросам развития авиапромышленности, а на следующий день состоится сам съезд. Это сделано, чтобы на обсуждение всех участников выносить заключения рабочих групп или как минимум проработанную позицию, в каком направлении двигаться.
– Каковы ваши ожидания от мероприятия?
– С одной стороны, ожидания достичь прогресса по проблемам, стоящим на повестке. С другой стороны, для того чтобы у участников съезда появился рабочий задор, я предложил коллегам по оргкомитету сформулировать конкретную задачу. Например, чтобы в результате совместной работы за ближайшие 5-7 лет достичь показателя 70% отечественной техники у региональных перевозчиков. Возможно, достижение такого показателя потребует разработки новых мер поддержки и со стороны Минпромторга, и со стороны Минтранса. Надеюсь, что представители промышленности и авиакомпании помогут нам такие меры сформулировать. Это задача весьма важна, потому что нельзя рассчитывать на поставки только в "Аэрофлот". Чтобы воздушные суда стали массовыми, необходимо поставлять их в том числе в российские региональные авиационные компании. Если удастся нарастить флот, находящийся в эксплуатации, это позволит сократить риски производителя, построить стабильную систему послепродажного обслуживания, включая снабжение запчастями и обменный фонд.
– Скажите, а что было реализовано из решений прошлого съезда?
– Как минимум исполнено решение о том, что следующий съезд должен состояться спустя два года в Ульяновске. На предыдущем съезде обсуждались вполне конкретные задачи, к примеру, создание Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского". В итоге в прошлом году президентом был подписан указ о создании Национального исследовательского центра, а на днях вышло распоряжение правительства, которое содержит конкретный перечень действий в этой части. В высокой степени готовности находятся проекты нормативно-правовых актов о создании центра, формировании наблюдательного совета и назначении генерального директора, об утверждении устава организации. Но были затронуты и проблемы, прогресс по решению которых пока не в полной мере соответствует их масштабу и значимости. Прежде всего, это дискуссии по вопросам стандартизации и качества. Как известно, с 2025 года в России прекратят действие отраслевые стандарты. Будут либо государственные, либо корпоративные стандарты. Это означает, что уже сегодня надо начинать работу по формированию системы корпоративных стандартов, по их обсуждению с кооперацией, по разработке плана их внедрения. На мой взгляд, очень важно, чтобы работа по стандартам стимулировала повышение технического уровня предприятий-кооперантов. От чего хотелось бы предостеречь, так это от копирования зарубежных документов, ведь тогда мы рискуем сразу поставить недостижимую планку и таким образом отсечь отечественных поставщиков. В то же время и Airbus, и Boeing, формируя свои корпоративные стандарты, постоянно совершенствовали эти документы, "подтягивая" уровень поставщиков. Глядя на вопрос шире, Минпромторг уделяет пристальное внимание проблеме качества. У нас есть намерение ежегодно проводить коллегию министерства по вопросам качества в авиационной промышленности, чтобы руководители корпораций могли отчитаться о проделанной работе, поделиться опытом, как у них выстроены эти процессы. Нам необходимо сломать стереотип, что качество – это необходимость тратить огромные деньги на достижение формального результата. При внедрении полноценной системы качества, а не отдельных мероприятий компания сможет зарабатывать или как минимум меньше терять деньги. Другой важный вопрос, который будет обсуждаться на предстоящем съезде, это связь науки с промышленностью, внедрение передовых разработок в производство. По большому счету, сегодня не существует каких-то правил, нормативов, которые регламентируют взаимоотношения корпораций и научных организаций. Сами корпорации также не имеют стандартов, как они должны работать с наукой. Нам нужен механизм, позволяющий передавать и использовать результаты научных исследований. Государство должно выстроить политику и создать инструменты по передаче результатов интеллектуальной деятельности на баланс разработчиков в целях последующего коммерческого использования. Это позволило бы стимулировать научно-производственные коллективы, которые смогли бы получать отчисления за коммерциализированные результаты НИОКРов. Подготовка предложений по совершенствованию такого взаимодействия была бы полезна всем сторонам: и государству в лице федеральных органов исполнительной власти, и отраслевой науке, причем не только авиационной, и промышленным предприятиям.