Источник: Биробиджанская звезда, Вера Кравец
Быть лучшим
В Еврейской автономии определяют лидеров качества-2015
Конкурс «Лидер качества ЕАО» проводится ежегодно, вот уже в шестнадцатый раз. В этом году он приурочен к 90-летию Росстандарта и грядущему 80-летию регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Еврейской автономной области. На конкурс было подано 22 заявки от производителей товаров и услуг.
Так получилось, что в этом году я как журналист стала членом конкурсной комиссии. Вместе со специалистами управления экономики правительства ЕАО и областного центра стандартизации, метрологии и испытаний мы посмотрели множество предприятий. Некоторые объекты, которые мы посетили, оставили у меня только хорошие воспоминания, другие же – чувство недоумения и сомнения в адекватности управляющего персонала.
Производители должны были доказать, что их товар или услуга доступны, имеют высокие потребительские свойства и хороший дизайн, экологичны и безопасны в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами, представленными на потребительском рынке. Кроме этого продукция должна иметь официальные сертификаты качества.
И я вам таки скажу, что странные дела творятся в нашей промышленности. Наша чулочно-трикотажная фабрика во времена глобального кризиса на предприятии заявляет на конкурс три экспериментальные линейки женской капсульной одежды для дома до 52 размера включительно. В каждой коллекции 12 предметов, и покупательница любого возраста и телосложения сама смогла бы собрать для себя идеальный комплект домашней одежды и красивого нижнего белья, потому что все предметы внутри комплекта отлично сочетаются. Можно выбрать, например, сорочку и халат, или домашние брюки с джемпером, или шорты с легкой майкой. Если эти коллекции, конечно, поступят в продажу. Пока они находятся в экспериментальном цехе, в продажу должны выйти частично в конце апреля. Потому что на предприятии - проблемы, ткань на пошив женской одежды они не могут закупить оптом в Турции, а покупают у отечественных перекупщиков по частям, пытаясь сочетать их друг с другом. Прошлогодние очень красивые детские колготки и носки до покупателей так и не добрались.
Обувной фабрике, я считаю, в этом году очень повезло. Вся обувь, благодаря росту доллара и юаня, сильно поднялась в цене, и наши местные зимние сапоги и ботинки вдруг перестали быть самым дорогим товаром в этом сегменте на рынке Биробиджана. Тем более, что дизайнеры на фабрике теперь ловят все самые последние тенденции и желания покупателей. У них появились желтые спортивные ботинки по типу тимберлендов, очень популярные сейчас, и симпатичные женские ботиночки синего цвета (наконец, не традиционного черного). О том, что дела на фабрике идут не так плохо, свидетельствует недавно открывшийся в Улан-Удэ их новый фирменный магазин.
На конкурс в номинации «Промышленные товары для населения» вместе с обувью и женской одеждой местные предприниматели заявили мебель для ванных комнат без сертификатов качества и «прихожие» для маленьких квартир по очень антикризисным ценам. По 26биробиджанской мебельной фабрике вопросов у членов комиссии не возникло. А вот мебель для ванной, не имеющая всех нужных документов, конечно же, не смогла стать лидером качества в своем сегменте.
Вообще, было видно, что предприятия, готовясь к конкурсу, из года в год совершенствуются, нарабатывают мощности, придумывают новые товары. Особенно это было видно на предприятиях, которые участвовали в номинации «Производственно-техническое назначение». Вся продукция на этих производствах проходит ступенчатую систему менеджмента качества и пользуется заслуженным спросом на рынке.
Меня очень удивило, что на «Лидер качества ЕАО-2015» заявились только одна гостиница, только один ресторан и только одно частное охранное агентство. Если с производствами у нас в области не разгуляешься, то вот в количестве заведений в сфере услуг на душу населения наша область вообще впереди планеты всей. Видимо, на конкурс документы подавали изначально только те, кому не стыдно себя показать. Правда, некоторым не стыдно совсем незаслуженно. Наше единственное в городе кафе с фастфудом, которое так любит молодежь и дети, расположенное в бывшем гастрономе на Арбате, готовится к закрытию и сносу этого исторического здания. Но перед своими строительными «каникулами» они вдруг решили заявиться на конкурс лидеров качества. Члены комиссии были неприятно «удивлены» чистотой полов и столов в кафе, неизменным запахом жареной пищи, который моментально впитывается в одежду, и шторами, повешенными на канцелярских скрепках.
Самые приятные впечатления оставила наша пищевая промышленность – качественная молочная продукция, колбаса, газированная вода из Николаевки, булочки и пирожные от биробиджанских производителей. Здесь члены комиссии оценивали продукцию еще и как покупатели – с точки зрения внешнего вида и вкуса, соотношения цена-качество. Вопросы возникли только по питьевой артезианской воде, которая добывается из скважины на Птичнике. Предприятие совсем еще начинающее, новый хозяин там работает только один месяц, но они уже успели наработать себе достаточную клиентскую базу по доставке воды на дом и в офис в 19-литровых канистрах. А вот разливаемые вручную бутылки меньшего объема на рынке неконкурентоспособные – этикетки на них наклеивают вручную, воду тоже наливают вручную. На полке супермаркета они будут смотреться пока как дешевая подделка. У предприятия сейчас есть планы поставить в Биробиджане автоматизированную линию по розливу питьевой воды в мелкую и крупную тару. Тогда, возможно, мы в магазинах и воду сможем покупать от наших производителей.
Объявление победителей конкурса и награждение состоится в мае, в их профессиональный праздник – День предпринимателя. Награды им вручит региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Еврейской автономной области. Но главным бонусом для предпринимателей станет право использовать знак «Лидер качества ЕАО» на упаковке и в рекламе своего товара или услуги.
Далее все наши производители смогут принять участие во всероссийском этапе этого конкурса и попасть в красочный каталог «Сто лучших товаров России». В прошлом году четыре производителя из ЕАО стали лауреатами всероссийского этапа. В этом году, по предварительным данным, пять предпринимателей планируют поучаствовать и так заявиться на всероссийском уровне.