панель навигации
  • 8 800 101-92-72 единый контакт-центр
  • Главная
  • Контакты
  • En
  • 中文
ФГБУ «Институт стандартизации»
Подписка
Подписка




Все новости и публикации в области технического регулирования и стандартизации доступны при подписке на:
Чтобы отказаться от подписки перейдите по ссылке
Знак НСС Версия для слабовидящих
панель навигации
О нас
  • О нас

    • Миссия, видение, ценности
    • Новости
    • История
    • Руководство
    • Уставные документы
    • Структура
    • Противодействие коррупции
    • Информационно-справочные материалы
    • Работа в ФГБУ «Институт стандартизации»
    • Полезные ссылки
    • Охрана труда
    • Политика обработки персональных данных
  • Основные задачи

    • Официальное опубликование, издание и распространение документов по стандартизации
    • Федеральный информационный фонд стандартов
    • Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
    • Общероссийские классификаторы. Код организации-разработчика конструкторской документации
    • Взаимодействие с международными, региональными и национальными организациями по стандартизации
    • Стандартизация оборонной продукции
  • Направления деятельности

    • Разработка и сопровождение автоматизированных информационных систем
    • Редактирование и нормоконтроль проектов стандартов и иных нормативных документов в области стандартизации
    • Научная и образовательная деятельность
    • Автоматизированный банк данных «Продукция России»
    • Закупочная деятельность
    • Прейскурант
    • Национальная система сертификации
    • Подтверждение соответствия
    • Центр коллективного пользования «Экосистема стандартизации»
Ресурсы
  • Нормативное и правовое обеспечение

    • Правовые акты, определяющие деятельность организации
    • Типовые формы приказов национальной системы стандартизации
    • Основополагающие документы национальной и межгосударственной систем стандартизации
    • Разъяснения по вопросам распространения документов по стандартизации
  • Информационно-издательская продукция

    • Технические регламенты РФ
    • Нормативные документы национальный системы стандартизации
    • Стандарты Республики Беларусь
    • Стандарты Республики Казахстан
    • Международные стандарты
    • Национальные стандарты зарубежных стран
    • Нормативные и технические документы
    • Информационная продукция
    • Терминологические словари
    • Реестр добровольной регистрации стандартов организации
    • Указатели, сборники и каталоги стандартов
    • Издательская продукция
    • Журналы
  • Информационные центры

    • Российский информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле - РИЦ ВТО (ТБТ/СФС)
    • Официальный российский информационно-аналитический портал «Стандартизация в Китае»
Услуги
  • Техническое регулирование и стандартизация

    • Предоставление документов по стандартизации
    • Проведение терминологической экспертизы стандартов
    • Выполнение переводов национальных и международных стандартов
    • Абонементное обслуживание
    • Экспертные заключения
  • Классификация и каталогизация

    • Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
    • Назначение четырехзначных буквенных кодов организациям-разработчикам конструкторских документов
    • Регистрация каталожных листов продукции
  • Оценка соответствия

    • Испытания
    • Сертификация и декларирование продукции
    • Сертификация (аттестация) персонала
Обучение
  • Обучение

    • График научно-практических семинаров 2025
    • Приказ №188 от 21.11.2024 об утверждении календарного графика
    • График научно-практических семинаров 2024
    • Приказ №102 от 05.07.2024 об утверждении календарного графика
    • Контакты по вопросам образовательных мероприятий
    • Аспирантура
    • Научная и образовательная деятельность
Заключения
  • Экспертные заключения

    • Выдача заключений ФГБУ «Институт стандартизации»
    • Оформление заключения для таможенных органов
    • Оформление заключения для контрольно-надзорных органов
    • Прейскурант
    Сертификация и испытания
      Пресс-центр
      • Пресс-центр

        • Пресс-служба
        • Информационная картина в области стандартизации
        • Дайджест по стандартизации и техническому регулированию
        • СМИ о стандартизации
        • Заявка на подписку
      Контакты
        Обратная связь

          Об импортозамещении и стандартизации – интервью Руководителя Росстандарта Российской газете

          28.05.2015

          Источник: Российская газета, Игорь Зубков

           
             

           

           

           

          Позвали в ГОСТы

          500 новых стандартов помогут России покончить с критической зависимостью от импорта

          Специальные ГОСТы появятся для отраслей, которым будет оказана господдержка в работе по импортозамещению. До 2017 года Росстандарт закроет самые "горящие" участки, выпустив около 500 спецстандартов.

          Они позволят предприятиям снова наладить серийный выпуск там, где зависимость от импорта оказалась критической. А потом в ГОСТы введут более жесткие, по сравнению с международными, требования к качеству и надежности. Это нужно, чтобы выиграть конкуренцию с импортом, когда производителей перестанет защищать слабый рубль.

          Детали программы стандартизации "РГ" раскрыл руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов. Он также рассказал, что Украина прервала сотрудничество в области стандартизации и, вопреки договоренностям, начала имплементацию европейских стандартов. В июне она может лишиться восьми технических комитетов по стандартизации, которые сейчас закреплены за Украиной в рамках СНГ.

          Алексей Владимирович, как стандарт может помочь наладить выпуск продукции, способной конкурировать с импортом?

          Алексей Абрамов: Один стандарт ничего не может исправить, это сразу надо понимать. Это лишь один из винтиков в комплексе мер по поддержке промышленности. Даже если мы дадим предприятию весь набор необходимых стандартов, но оставим его без доступа к финансированию, без кадров, консультаций и так далее, то вряд ли чего-то добьемся.

          Было бы правильно, чтобы каждый проект по импортозамещению строился по принципу комплексной поддержки: как только принимается решение о выделении бюджетных средств, об инвестициях в какую-то область промышленности, то мы вносим свой вклад, обеспечиваем ее нормативно-техническими документами.

          Без этого невозможно наладить конвейерное производство. Ведь и в советское, и в российское время мы не раз доказывали, что штучные экземпляры делаем хорошо, а как только требуется поставить массовое производство с минимальным количеством отказов, начинаются проблемы. Они "зарыты" как раз в культуре производства, в обеспечении контроля на всех критических точках производственного процесса.

          В какие сроки будут разработаны эти стандарты?

          Алексей Абрамов: На первом этапе, в 2015 - 2017 годах, мы закроем совсем "горящие" потребности в нормативно-технической документации. Это весь спектр продукции и технологий, который определен Минпромторгом России в программе импортозамещения.

          В основном речь идет о станках и нефтегазовом оборудовании. Все это мы когда-то производили в достаточных объемах, потом перешли на импорт. Станкостроение у нас совсем пришло в упадок, и в последние годы мы импортировали более 90 процентов станков. А в результате санкций возник дефицит нефтегазового оборудования. Теперь мы должны эти производства перезапустить, причем сделать это нужно сразу в новом качестве, опираясь на современные документы.

          Второй этап начнется с 2018 года, когда экономика окончательно выйдет из рецессии, а курсовые соотношения фактически вернутся к докризисному уровню.

          И исчезнут преимущества, которые дает слабый рубль...

          Алексей Абрамов: Да, и конкуренция станет более жесткой. И вот тут нормативно-техническая база должна обеспечить им другие легальные преференции за счет предъявления более жестких требований по качеству и надежности.

          Кстати, этим всегда отличалось советское техническое нормирование, а документы Всемирной торговой организации и сейчас позволяют нам устанавливать более строгие требования по сравнению с международными, если это продиктовано климатическими, технологическими или другими особенностями.

          Американские стандарты тоже подойдут

          Сколько стандартов предстоит разработать применительно к программе импортозамещения?

          Алексей Абрамов: Около 500 стандартов в ближайшие три года. Когда готовили программу и анализировали имеющийся фонд, увидели, что очень многие стандарты, принятые в последние три-четыре года, были по сути дела необходимы именно для импортозамещения. Так что фактически это продолжение нашей плановой работы.

          Один стандарт - это один вид продукции?

          Алексей Абрамов: Не совсем. Есть стандарты, описывающие методы испытаний, группы функциональных требований к продукции. Например, только на одни насосы для нефтегазовой промышленности может быть несколько десятков стандартов.

          Они будут гармонизированы с международными?

          Алексей Абрамов: Большинство стандартов будут основаны на международных и европейских документах с некоторыми адаптациями, чтобы наша промышленность могла начать их применять.

          На основе заимствований будет подготовлено более 400 документов, из них примерно половина на основе европейских стандартов, другая половина на базе международных стандартов ISO/IEC. Мы готовы использовать и американские стандарты, в частности, описывающие методы испытаний продукции, например ASTM, но их значительно меньше. Остальные стандарты - наши оригинальные разработки.

          Делаем ли мы таким образом выбор между инновациями и копированием чужого опыта?

          Алексей Абрамов: Выбирать не приходится. Нельзя иметь хорошую стандартизацию, не имея хорошей промышленности в этой области.

          Методологически, на мой взгляд, это абсолютно на данном этапе верно, поскольку мы должны нашим предприятиям сказать: вы должны производить так, чтобы конкурировать с американцами и европейцами. Там, где мы можем это сделать. Хотя во многих отраслях мы упустили, как мне кажется, очень многое и догонять нам придется долго.

          Мы будем вынуждены идти по пути "вытягивающей" стандартизации, последовательно повышая нормативы, которые промышленностью должны достигаться. Как это, к примеру, делалось с классами моторного топлива. Предприятия понимали, что им нужно к определенному сроку пройти модернизацию, иначе они просто будут закрыты.

          Теперь разница в том, что если кто-то не будет подтягиваться до уровня, который задают стандарты, он проиграет в конкурентной борьбе, как только закроется текущее окно возможностей. Я считаю, что предприятия, которые не сумеют освоить выпуск продукции для импортозамещения к 2018 году, потом уже, скорее всего, не смогут сделать рывок.

          В этом году какая часть программы будет выполнена?

          Алексей Абрамов: Планируем, что около 200 стандартов начнем разрабатывать. Часть из них будет готова уже в этом году, основная масса в первом-втором кварталах следующего года.

          Программа не будет статичной, но ее костяк, в принципе, сформировался, в этом участвовали технические комитеты по стандартизации, которые взаимодействуют с предприятиями.

          Время, вперед!

          Что делать предприятиям, которые готовы быстро освоить продукцию для импортозамещения, которым стандарт нужен уже сейчас?

          Алексей Абрамов: Они через нас или напрямую могут обратиться в ISO или в европейский орган по стандартизации, чтобы получить необходимые документы. Мы же обеспечим их перевод. На старте проектов по импортозамещению это один из возможных путей быстрого восстановления отраслей.

          А если в итоге вы примете совсем другой стандарт?

          Алексей Абрамов: Если предприятию срочно нужна нормативно-техническая документация, чтобы поставить на производство важную для страны продукцию, мы пойдем навстречу и дадим возможность работать по переводным документам. Росстандарт готов обеспечить промышленность всей необходимой документацией в любом виде, который позволит российским конструкторам и инженерам налаживать промышленное производство.

          Как еще можно ускорить стандартизацию?

          Алексей Абрамов: Важнейшим каналом получения технологий мы также видим возможность более широкого использования стандартов корпоративного уровня, которые уже апробированы и используются крупными госкомпаниями, такими как "Газпром", "Роснефть", "Транснефть".

          Компании готовы делиться?

          Алексей Абрамов: Думаю, да, поскольку иначе они рискуют оказаться без необходимого оборудования и комплектующих. Мы считаем, что эти стандарты должны быть раскрыты и переданы компаниям, которые участвуют с ними в кооперации.

          Сейчас значительная часть стандартов, не входящих в "тело" техрегламентов, не востребована. Будут ли востребованы эти стандарты?

          Алексей Абрамов: План по стандартизации в области импортозамещения фактически основан на прямом заказе со стороны минпромторга, который первым из министерств решил использовать стандартизацию как активный инструмент импортозамещения в комплексе с другими формами господдержки. Это принципиально другой подход к формированию плана по стандартизации. Поэтому, конечно, эти стандарты найдут практическое применение.

          Разработка этих стандартов пойдет по какой-то ускоренной процедуре?

          Алексей Абрамов: Мы будем максимально поджимать те сроки, которые можно, но нарушать процедуру не хотим. Промышленность должна иметь возможность ознакомиться с нашими проектами через публичное обсуждение и рассмотрение в технических комитетах по стандартизации.

          Когда плагиат полезен

          Почему затягивается принятие закона по стандартизации? Его рассмотрели в первом чтении еще осенью.

          Алексей Абрамов: Законопроект системный, затрагивает большое количество сфер, поэтому к нему такое, я бы сказал, внимательное отношение. Сегодня он находится уже на финишной прямой ко второму чтению, идет согласование деталей с комитетами Госдумы и Государственно-правовым управлением. Мы по нескольку раз прошли текст закона с разными участниками процедуры согласования, и я сейчас не вижу непреодолимых разногласий. Документ в целом готов.

          Если все удачно пойдет, он заработает с 1 января?

          Алексей Абрамов: Если Дума примет закон в весеннюю сессию, мы рассчитываем, что его отдельные нормы, как раз для решения задач по импортозамещению, вступят в силу через 90 дней после официального опубликования. В частности, речь идет о возможности использовать ссылки на стандарты в нормативно-правовых актах. Очень важно как можно быстрее дать минпромторгу и другим министерствам, проводящим работу по импортозамещению, возможность ссылаться на существующие стандарты.

          Система ссылок на стандарты в нормативных актах и при госзакупках сделает их в какой-то степени обязательными?

          Алексей Абрамов: Это сложная конструкция, сочетание правового и нормативно-технического регулирования. Я считаю, что юридическая природа стандарта не меняется даже при условии, что на него есть ссылка в нормативно-правовом акте. Он все равно является плодом работы инженерного сообщества, и он априори доброволен. А регулятор лишь вбирает определенные положения стандарта в свое регулирование. Это, образно говоря, такой легальный плагиат.

          Конечно, и сейчас ничто не мешает минпромторгу или минэнерго изложить в своем приказе или другом акте текст стандарта, просто сняв кавычки. Мы же предлагаем не цитировать его положения, а просто сделать ссылку, чтобы избавить нормативные акты от излишних технических элементов. Разумеется, тогда, когда не требуется описать особое техническое решение.

          Это упростит процедуру разработки, согласования, а самое главное - юридической экспертизы. Я сам как юрист по образованию глубоко убежден, что не имеющему специальной подготовки юристу погружаться в анализ технических норм совершенно бесполезно. Может, это позволит ему со временем стать более компетентным, но вряд ли существенно улучшит качество технического нормирования в целом.

          Знаете, в США, например, постулируется, что раз налогоплательщики уже единожды заплатили за разработку стандартов, то было бы странно, что какой-то орган власти не использует эти документы в своей регулятивной практике. И, соответственно, тратит дополнительные средства налогоплательщиков и время госслужащих, чтобы заново придумать то, что уже на самом деле есть.

          С принятием закона стандарты станут более востребованными?

          Алексей Абрамов: Конечно. Мы рассчитываем, что и для нас это станет дополнительным стимулом для принятия качественных документов, к которым у промышленности будет меньше нареканий. Сейчас к нам очень часто приходят обращения с конкретными замечаниями на конкретные тексты. Мы вынуждены к ним возвращаться и разбираться, действительно ли это ошибка или это неоправданные опасения со стороны бизнеса.

          С другой стороны, фонд стандартов насчитывает 30 тысяч документов, но ко многим не было никаких обращений, они не увязаны с конкретным практическим применением. И это наша проблема в том числе.

          Украина шагает не в ногу

          Говорят, что на Украине идет "ползучая" имплементация норм техрегулирования Евросоюза. Вопреки тому, что реализация соглашения об ассоциации с ЕС отложена по крайней мере до начала 2016 года. Вы наблюдаете этот процесс?

          Алексей Абрамов: Я бы даже сказал, что она не ползучая. Украинские политики четко сказали, что будут имплементировать европейское техническое регулирование и последовательно над этим работают. Принимаются европейские нормы, отменяются, как и предусмотрено соглашением об ассоциации Украины и ЕС, межгосударственные стандарты, действующие в других странах СНГ.

          По этой части ведете диалог с украинскими коллегами?

          Алексей Абрамов: Сложно быть в диалоге, когда разговора не получается. Представители украинской системы стандартизации подают достаточно определенные сигналы, что новый путь зафиксирован и они по нему идут. Коллеги повернулись в сторону Запада.

          Пока сотрудничество фактически свернуто?

          Алексей Абрамов: Более того, пока непонятна судьба ряда межгосударственных технических комитетов, которые до сих пор остаются за Украиной. Соответственно, Межгосударственному совету по стандартизации СНГ нужно принимать решение, сколько еще мы можем сохранять потенциальную возможность участия Украины в этой работе. Возможно, нам придется принимать резкие шаги, чего, конечно, совсем не хотелось.

          Вы имеете в виду, что "украинские" комитеты бездействуют?

          Алексей Абрамов: Да. За Украиной закреплено восемь комитетов. Один из них - это комитет по трубам, и наша трубная промышленность уже проявляет беспокойство по поводу сложившейся ситуации. В июне в Минске состоится очередное заседание Межгосударственного совета по стандартизации, будем эту проблему обсуждать.

          Возможно, будет принято решение, что эти комитеты должны быть сформированы заново?

          Алексей Абрамов: Мы точно будем этот вопрос поднимать, будем просить наших коллег из стран СНГ принять такое решение. Но на перспективу независимо от окончательного выбора Украины необходимо сохранять все возможные направления для сотрудничества с ней.

          Вернуться к списку новостей
          • О нас
            • Миссия, видение, ценности
            • Новости
            • История
            • Руководство
            • Уставные документы
            • Структура
            • Противодействие коррупции
            • Информационно-справочные материалы
            • Работа в ФГБУ «Российский институт стандартизации»
            • Полезные ссылки
            • Охрана труда
          • Основные задачи
          • Направления деятельности
          нижний колонтитул
          Включение сведений в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации
          Предоставление сведений из единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации
          Получение сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений
          Получение информации о соблюдении требований технических регламентов
          Представлений пользователям информации по документам федерального фонда и их копий
          Отнесение технического средства к средствам измерений
          Двойные стандарты? Нарушено единство измерений?
          Расскажите нам о проблемах
          Госуслуги
          Госуслуги
          Решаем вместе
          Росстандарт
          • 8 800 101 92 72
            Единый контакт-центр
          • vk

           

          © ФГБУ «Институт стандартизации», 2025

          ФГБУ «Институт стандартизации» обрабатывает cookies исключительно с целью персонализации сервисов, и для повышения удобства пользования сайтом. Собранная информация третьим лицам не передается. Вы можете запретить обработку cookies в настройках Вашего браузера. Используя информационные ресурсы ФГБУ “Институт стандартизации” в сети Интернет, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookies и политикой обработки персональных данных. Чтобы ознакомиться с политикой обработки персональных данных и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.