Сегодня в России День кораблестроителя. Профессиональный праздник установлен в 2017 году по инициативе Минпромторга России.
В нашей стране действуют почти 200 стандартов в области судостроения.
Коротко о некоторых из них.
ГОСТ Р 58806-2020 «Суда и морские технологии. Системы машинных помещений. Предотвращение протечек нефтепродуктов» — вступил впервые 1 июня 2020 года. Согласно стандарту, в машинных помещениях судов не следует применять деревянные изделия и хранить горючие материалы вблизи оборудования с нефтепродуктами. Нагревающиеся свыше 220 °C поверхности, которые могут быть затронуты в результате протечки нефтепродуктов из содержащих их систем, нужно надлежащим образом изолировать. Изготовителям двигателей судов следует знать потенциальные риски, связанные с пульсацией высокого давления в топливной системе. Значения импульсов на выходных топливных распределителях двигателей должно быть ограничено до 1,6 МПа (16 бар).
ГОСТ Р 58826-2020 «Суда и морские технологии. Морские эвакуационные системы. Расчет нагрузки и испытания» — вступает в силу впервые 1 августа 2020 года.
Стандарт включает следующие термины и определения:
морская эвакуационная система (МЭС) — система, предназначенная для быстрого перемещения людей с посадочной палубы судна на плавучую платформу или коллективные спасательные средства при помощи ската МЭС;
скат МЭС — неотъемлемая часть морской эвакуационной системы, обеспечивающая безопасное перемещение людей с палубы судна на плавучую платформу или коллективные спасательные средства;
коллективные спасательные средства (КСС) — средства, которые используются в сочетании с МЭС, не имеют прямого доступа к скату МЭС и предназначены для того, чтобы не допустить гибель экипажа аварийного объекта на акватории.
Расчетная нагрузка на МЭС эквивалентна нагрузке полностью заполненной плавучей платформы с максимальным количеством плотов на ней.
ГОСТ Р 58738-2019 «Суда малые. Основные данные» — вступает в силу впервые 1 июля 2020 года.
Стандарт устанавливает определения основных размерений и сопутствующих сведений, а также характеристик массы и условий нагрузки малых судов, имеющих длину корпуса до 24 м.
Габаритная длина корпуса судна включает в себя постоянно закрепленные части. В нее не включают подвесные моторы и любые другие виды оборудования, которые могут быть демонтированы без помощи инструмента. Габаритная ширина корпуса судна учитывает все конструктивные и неотъемлемые части судна, такие как выступающие части корпуса, соединения палубы и корпуса, накладные листы и планки, привальные брусья и т.д.