В начале ноября 2020 года вступили в силу 35 национальных и межгосударственных стандартов. Среди них серия документов на сварку трением с перемешиванием; стандарты на метрополитены; судовые системы; правила создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации.
Коротко о некоторых документах, введенных впервые.
ГОСТ Р 58880-2020 «Система питьевой воды судовая. Правила проектирования» устанавливает состав, правила выбора и расположения основного оборудования и трубопроводов системы питьевой воды на морских и речных судах и сооружениях. Система питьевой воды состоит из цистерн и пневмоцистерн, насосов, оборудования для санитарно-гигиенической обработки воды, трубопроводов, арматуры и средств изменения и контроля. На судне должны находиться средства обеззараживания для воды, хранящейся на корабле более 7 суток. Герметичность оборудования и элементов системы не должна нарушаться под воздействием горячей воды температурой до 90 °С, а концевой арматуры — температурой 70 °С. Согласно документу, следует принимать меры для предотвращения повышения температуры холодной воды выше 20 °С, а температура горячей воды должна составлять не менее 50 °С.
ГОСТ Р 58869-2020 «Горное дело. Метод направленного гидроразрыва кровли горных пород в угольных шахтах» устанавливает основные требования по выбору технологических схем и параметров заложения скважин при работах по разупрочнению пород кровли в угольных шахтах методом направленного гидроразрыва. Данный метод состоит из нескольких этапов. Вначале в кровле горной породы буровым станком проделывается скважина. Внутри нее специальным устройством — щелеобразователем, представляющим собой цилиндрический бур диаметром 42 мм, создается инициирующая щель — полость, диаметр, которой превышает диаметр скважины. Затем в скважину под высоким давлением нагнетается вода и проводится гидроразрыв породного массива. При нагнетании воды в скважину запрещается нахождение людей вблизи устья (не ближе 10 м). Создание в прочном породном массиве ориентированных направленных трещин позволяет эффективно управлять горным давлением.
ГОСТ Р 58948-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания» распространяется на изыскания и проектирование зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ, предназначенных для сезонного движения автомобильного транспорта.
Автозимники в зависимости от их значения подразделяют на федеральные, региональные или муниципальные, местные и частные. По периодичности — на регулярные, временные и разового пользования. По месторасположению — на сухопутные и ледовые. По продолжительности эксплуатации — на обычные и с продленными сроками. Ледовые переправы подразделяют по протяженности на малые — до 100 м, средние — от 100 до 500 м и большие — более 500 м. Согласно стандарту, ширина полосы движения ледовых переправ должна быть на 5 м больше ширины наиболее габаритного груза. При перевозке взрывоопасных грузов ширина полосы движения ледовых переправ должна быть не менее 20 м.