17 января родился выдающийся ученый, создатель русской авиации Н.Е. Жуковский.
По этому случаю представляем подборку новых авиационных стандартов, вступивших в силу впервые в январе 2021 года.
ГОСТ Р 59005-2020 «Авиационная техника. Комплекс лабораторный по исследованию прочности летательных аппаратов. Общие требования».
В лабораторном комплексе, на который распространяется действие данного документа, выполняются испытания, связанные с ресурсом, аэроупругостью, статической и динамической прочностью посадочных устройств. Эти испытания решают задачи, направленные на разработку заключений о летной годности летательных аппаратов.
Такой комплекс должен, помимо прочего, иметь в своем составе лаборатории, в которых испытываются: усталость, живучесть, статическая прочность и устойчивость элементов авиационных конструкций.
Лаборатории в обязательном порядке оснащаются силовыми полом, потолком и колоннами; системами кондиционирования, вентиляции, освящения, отопления водо-, воздухо- и электроснабжения; а также разборными порталами и маслонасосной станцией.
ГОСТ Р 59002-2020 «Идентификация и прослеживаемость изделий авиационной техники. Основные положения».
Согласно документу уникальная идентификация и машиносчитываемое маркирование гражданских воздушных судов применяется для контроля их аутентичности и противодействия обороту контрафактных изделий авиационной техники.
В то же время идентификация необходима для контроля текущей конфигурации бортового оборудования, прослеживаемости изделий от производства до утилизации и автоматизации логистических операций в цепях поставок.
Предпочтительными местами для маркирования радиочастотными метками являются номерные компоненты авиационной техники, которые обеспечивают летную годность или требуют эффективных мер прослеживаемости при поставках, хранении, эксплуатации и ремонте.
Также часто маркируются печатные платы, блоки электромеханических и электрорадиоизделий, которые требуют мгновенного, безошибочного и бесконтактного распознавания.
ГОСТ Р 58995-2020 «Воздушные суда. Испытания по определению концентрации токсичных продуктов, содержащихся в воздухе помещений для экипажа и пассажиров».
Испытания качества воздуха проводятся на исправных воздушных судах, и на судах, в которых имитируется отказ или повреждение систем вентиляции, отопления, наддува и другого оборудования.
Во время проведения наземных испытаний отбираются пробы воздуха для оценки фонового загрязнения в кабинах при выключенных двигателях, а также при закрытых дверях, люках и блистерах судна.
Когда двигатели включены, а системы вентиляции, отопления и наддува работают в штатном порядке, отбор проб воздуха осуществляется на уровне головы сидящего в кресле человека.
При летных испытаниях до начала полета проверяется уровень углекислого газа.
Согласно стандарту взятые пробы воздуха нужно анализировать в строгой последовательности.
В начале проводится газохроматографический анализ, в результате которого выявляется содержание органических примесей, окисей углерода и углекислого газа. Затем проверяется наличие окислов азота.
Также в январе 2021 года вступили в силу:
ГОСТ 33195-2014 «Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации»;
ГОСТ 33197-2014 «Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации автоматическим методом фазового перехода»;
ГОСТ 33461-2015 «Топлива авиационные и дистиллятные. Методы определения электрической проводимости»;
ГОСТ Р 58989-2020 «Двигатели газотурбинные авиационные. Неразрушающий контроль основных деталей. Общие требования»;
ГОСТ Р 58990-2020 «Турбины авиационных газотурбинных двигателей. Методика расчета характеристик турбины на среднем диаметре»;
ГОСТ Р 58991-2020 «Аппараты турбин сопловые. Методы определения пропускной способности»;
ГОСТ Р 58992-2020 «Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах»;
ГОСТ Р 58993-2020 «Двигатели газотурбинные авиационные. Испытания по определению концентрации токсичных примесей в отбираемом от двигателя воздухе»;
ГОСТ Р 58994-2020 «Двигатели газотурбинные. Методика определения объемных остаточных напряжений в деталях»;
ГОСТ Р 58996-2020 «Валы и отверстия корпусов газотурбинных двигателей. Посадки шариковых и роликовых подшипников»;
ГОСТ Р 58997-2020 «Лопатки турбин. Метод определения газодинамических характеристик прямых решеток лопаток турбин на стенде»;
ГОСТ Р 58998-2020 «Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин. Термины и определения»;
ГОСТ Р 58999-2020 «Лопатки газотурбинных двигателей. Периодические испытания на усталость».