ИСО: Обновлены требования к органам по сертификации в области энергоменеджмента
11 мая 2021 г.
Система энергоменеджмента позволяет организациям создавать процессы, необходимые для постоянного улучшения энергетических показателей, включая энергоэффективность и потребление энергии. Сертификация системы энергоменеджмента (EnMS) является важным шагом в достижении экологической результативности организации, поскольку она демонстрирует заинтересованным сторонам, что есть истинные улучшения в использовании энергии. При этом процесс сертификации должен быть последовательным и компетентным, поэтому стандарт для аудиторов, которые проводят эту работу, только что был обновлен.
ISO 50003 Системы энергоменеджмента. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем энергоменеджмента, разработан в помощь органам аудита и сертификации путем предоставления требований для обеспечения компетентности, последовательности и беспристрастности в процессе аудита и сертификации.
Предназначенный для использования совместно с ISO/IEC 17021 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента, ISO 50003 обеспечивает дополнительные требования по энергоэффективности для процесса планирования аудита и направлен на обеспечение того, чтобы люди, проводящие аудит, имели нужные навыки. Пересмотр стандарта связан с приведением его в соответствие с гармонизированным подходом, используемым для всех систем менеджмента ISO, включая уточнение расчета продолжительности аудита, применение требований к многопрофильным организациям и технической компетенции аудиторов EnMS. ISO 50003 - один из многих стандартов серии ISO по системах энергоменеджмента, разработанных для дополнения и поддержки ISO 50001, Системы энергоменеджмента. Требования и руководство по применению. Стандарт разработан техническим комитетом ISO/TC 301 Энергетический менеджмент и энергосбережение, секретариат которого находится в ведении ANSI, члена ISO от США. Стандарт можно приобрести в интернет-магазине стандартов ФГУП «Стандартинформ» по адресу: http://nd.gostinfo.ru
Источник: ISO
ИСО информирует о новом стандарте в области оценки деятельности и отчетности о деятельности в области «зеленого финансирования»
12 мая 2021 г.
Согласно данным Всемирного банка (октябрь 2019 года), для снижения выбросов парниковых газов в течение ближайших 15 лет необходимо будет инвестирование около 90 триллионов долларов США. Для привлечения инвестиций необходимо обеспечить сопоставимость оценок деятельности компаний и формализовать требования к их отчетности.
Новый стандарт ISO 14097 Управление парниковыми газами и соответствующая деятельность. Структура, включающая принципы и требования для оценки и отчетности по инвестициям и финансовой деятельности, связанной с изменением климата может помочь финансистам оценивать свои действия и увидеть реальную ценность их вклада в борьбу с изменениями климата.
ISO 14097 охватывает влияние инвестиционных решений на тенденции выбросов парниковых газов в реальной экономике, совместимость инвестиционных и финансовых решений с путями перехода к низкоуглеродным технологиям, а также риски для владельцев финансовых активов (например, частных акций, котирующиеся на бирже акции, облигации, займы). Чтобы поддержать оценку финансистом воздействия решений об инвестициях и кредитовании, этот документ содержит руководство о том, как:
- устанавливать цели и определять показатели, которые будут использоваться для отслеживания прогресса, связанного с путями перехода к низкоуглеродным объектам инвестиций;
- задокументировать причинно-следственную связь или связь между действиями по борьбе с изменением климата и их результатами.
Этот документ применим к финансистам, т.е. инвесторам и кредиторам. Он определяет их отчетную деятельность для представления акционерам, клиентам, политикам, органам финансового надзора и неправительственным организациям.
ISO 14097 входит в развивающееся семейство стандартов, связанных с изменением климата и финансами. Другие разрабатываемые стандарты в этой области включают стандарты серии ISO 14030 для оценки экологических характеристик инструментов зеленого долга, проекты стандартов ISO 14100 для оценки зеленых финансовых проектов и ISO 14093, в котором рассматриваются механизмы финансирования адаптации к изменению климата. ISO 14097 можно приобрести в интернет-магазине стандартов ФГУП «Стандартинформ» по адресу: http://nd.gostinfo.ru
Источник: ISO
Европейская комиссия представляет весенний экономический прогноз
12 мая 2021 г.
В весеннем экономическом прогнозе 2021 года предполагается, что экономика ЕС вырастет на 4,2% в 2021 году и на 4,4% в 2022 году. По прогнозам, экономика зоны евро вырастет на 4,3% в этом году и на 4,4% в следующем году. Это значительное улучшение прогнозов роста по сравнению с зимним экономическим прогнозом 2021 года, представленным Комиссией в феврале. Темпы роста в ЕС будут по-прежнему различаться, но все государства-члены должны увидеть, как их экономика вернется к докризисному уровню, к концу 2022 года.
Экономический рост возобновляется по мере увеличения количества вакцинаций и смягчения мер сдерживания
Экономика ЕС сократилась на 6,1%, а экономика зоны евро - на 6,6% в 2020 году. Хотя в целом предприятия и потребители адаптировались, чтобы лучше справляться с мерами сдерживания, некоторые сектора, такие как туризм и личные услуги, продолжают страдать. Восстановление экономики Европы, начавшееся прошлым летом, застопорилось в четвертом квартале 2020 года и в первом квартале 2021 года, поскольку были введены новые меры для сдерживания роста числа случаев заболеваний COVID-19. Ожидается, что экономика стран ЕС и зоны евро резко восстановится по мере увеличения количества вакцинаций и снятия ограничений.
Условия на рынке труда постепенно улучшаются после первоначального воздействия пандемии. Занятость выросла во второй половине 2020 года, а уровень безработицы снизился по сравнению с пиковыми значениями в большинстве государств-членов. Схемы государственной поддержки, в том числе поддерживаемые ЕС через инструмент SURE, предотвратили резкий рост безработицы. Однако рынкам труда потребуется время, существует возможность увеличения рабочего времени, прежде чем компаниям потребуется нанять больше работников.
Уровень безработицы в ЕС прогнозируется на уровне 7,6% в 2021 году и 7% в 2022 году. В зоне евро уровень безработицы прогнозируется на уровне 8,4% в 2021 году и 7,8% в 2022 году. Эти показатели остаются выше докризисных уровней.
Инфляция резко выросла в начале этого года из-за роста цен на энергоносители и ряда временных технических факторов, таких как ежегодная корректировка удельного веса товаров и услуг в потребительской корзине, используемой для расчета инфляции. Заметный эффект также оказали отмена снижения НДС и введение налога на выбросы углерода в Германии.
Инфляция в ЕС в настоящее время прогнозируется на уровне 1,9% в 2021 году и 1,5% в 2022 году. Для зоны евро инфляция прогнозируется на уровне 1,7% в 2021 году и 1,3% в 2022 году.
Государственная поддержка домашних хозяйств и предприятий сыграла жизненно важную роль в смягчении воздействия пандемии на экономику, но привела к тому, что государства-члены увеличили уровень своей задолженности. Совокупный дефицит вырастет примерно на полпроцента до 7,5% ВВП в ЕС в этом году и примерно на три четверти процентного пункта до 8% ВВП в зоне евро. По прогнозам, все государства-члены, за исключением Дании и Люксембурга, в 2021 году будут иметь дефицит в размере более 3% ВВП. Однако к 2022 году совокупный бюджетный дефицит, по прогнозам, сократится вдвое до чуть менее 4% как в ЕС, так и в зоне евро.
Источник: European Commission
Европейская комиссия приняла План действий «На пути к нулевому загрязнению воздуха, воды и почвы»
12 мая 2021 г.
Согласно недавнему отчету Европейского агентства по охране окружающей среды, в ЕС ежегодно более 400 000 случаев преждевременной смерти (в том числе от рака), 48 000 случаев ишемической болезни сердца связаны с загрязнением атмосферного воздуха.
Европейская комиссия приняла План действий «На пути к нулевому загрязнению воздуха, воды и почвы» - ключевой результат «Зеленого курса Европы». Этот план является основной темой «Зеленой недели ЕС» (1-4 июня 2021 г.). В нем излагается комплексное видение на 2050 год: мир, в котором загрязнение будет снижено до уровней, которые больше не будут вредными для здоровья человека и природных экосистем, а также шаги для достижения этого. План объединяет воедино все соответствующие политические документы и меры ЕС с особым акцентом на том, как использовать цифровые решения для борьбы с загрязнением. Предусмотрены обзоры соответствующего законодательства ЕС для выявления пробелов в законодательстве и тех случаев, когда необходимо его более эффективное выполнение.
План действий устанавливает ключевые цели на 2030 год по сокращению загрязнения, а именно:
- улучшение качества воздуха для снижения количества преждевременных смертей от загрязнения воздуха на 55%;
- улучшение качества воды за счет уменьшения количества отходов, пластикового мусора в море (на 50%) и микропластика, выбрасываемого в окружающую среду (на 30%);
- улучшение качества почвы за счет снижения потерь питательных веществ и уменьшения использования химических пестицидов на 50%;
- сокращение на 25% экосистем ЕС, где загрязнение воздуха угрожает биоразнообразию;
- снижение на 30% доли людей, хронически обеспокоенных транспортным шумом;
- значительное сокращение образования отходов (на 50% - остаточных бытовых отходов).
В Плане излагается ряд флагманских инициатив и действий, в том числе:
- приведение стандартов качества воздуха в соответствие с последними рекомендациями Всемирной организации здравоохранения;
- пересмотр стандартов качества воды, в том числе в реках и морях ЕС;
- снижение загрязнения почвы и улучшение ее восстановления;
- пересмотр большинства законов ЕС об отходах, чтобы адаптировать их к принципам чистой и замкнутой (циркулярной) экономики;
- содействие нулевому загрязнению от производства и потребления;
- сокращение внешнего загрязнения ЕС за счет ограничения экспорта продуктов и отходов, оказывающих вредное, токсичное воздействие, в третьи страны;
- запуск платформы для экологически чистых цифровых решений и интеллектуального нулевого загрязнения.
Источник: European Commission
Европейская комиссия представила видение, цели и направления успешной цифровой трансформации Европы к 2030 году
12 мая 2021 г.
В опубликованном Коммюнике определены амбиции Европейского союза — быть суверенным в открытом и взаимосвязанном цифровом мире и проводить цифровую политику, которая даст людям и бизнесу возможность достичь ориентированного на человека, устойчивого и процветающего цифрового будущего. Это включает устранение уязвимостей и зависимостей, а также ускорение инвестиций.
В Коммюнике предлагается согласовать набор цифровых принципов, быстро запустить важные многострановые проекты и установить надежную структуру управления для мониторинга прогресса - Цифровой компас, состоящий из четырех «сторон света» (подробнее см. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_983):
1) квалифицированные граждане и высококвалифицированные специалисты по цифровым технологиям - к 2030 году не менее 80% всех взрослых должны обладать базовыми цифровыми навыками, и в ЕС должно быть 20 миллионов нанятых специалистов в области ИКТ;
2) безопасные, производительные и устойчивые цифровые инфраструктуры - к 2030 году все домохозяйства в ЕС должны иметь гигабитную связь, а все населенные районы должны быть охвачены 5G; производство передовых и устойчивых полупроводников в Европе должно составлять 20% мирового производства; 10 000 климатически нейтральных высоконадежных периферийных узлов должны быть развернуты в ЕС; в Европе должен быть создан свой первый квантовый компьютер;
3) цифровая трансформация бизнеса - к 2030 году три из четырех компаний должны использовать сервисы облачных вычислений, большие данные и искусственный интеллект; более 90% МСП должны достичь хотя бы базового уровня цифровизации;
4) цифровизация госуслуг - к 2030 году все ключевые государственные услуги должны быть доступны онлайн; все граждане будут иметь доступ к своим электронным медицинским картам; 80% граждан должны использовать электронную идентификацию(eID);
Источник: European Commission
Европейская комиссия приняла стратегический документ «Зеленое восстановление для голубой экономики – преобразование голубой экономики ЕС для устойчивого будущего
17 мая 2021 г.
В этом стратегическом документе изложена подробная повестка дня по переходу от «голубого роста» к устойчивой «голубой экономике».
Все секторы «голубой экономики», включая рыболовство, аквакультуру, прибрежный туризм, морской транспорт, портовую деятельность и судостроение, должны будут уменьшить свое воздействие на окружающую среду и климат. Преодоление кризисов климата и обеспечение биоразнообразия требует устойчивого использования морских ресурсов для создания альтернатив ископаемым видам топлива и традиционному производству продуктов питания.
В документе изложена «повестка дня голубой экономики»:
- достижение целей климатической нейтральности и нулевого загрязнения, в частности, за счет развития морских возобновляемых источников энергии, экологизации морского транспорта и портов;
- переключение на экономику замкнутого цикла и уменьшение загрязнения, в том числе за счет обновленных стандартов в отношении конструкции рыболовных снастей, утилизации судов, вывода из эксплуатации морских платформ и мер по сокращению загрязнения пластмассами и микропластиками;
- сохранение биоразнообразия и инвестирование в природу - защита 30% морской акватории ЕС остановит утрату биоразнообразия, увеличит рыбные запасы, будет способствовать смягчению последствий изменения климата и повышению устойчивости;
- поддержка адаптации к изменению климата и устойчивости прибрежных районов путем развития зеленой инфраструктуры в прибрежных районах и защиты береговых линий от риска эрозии и наводнений, что поможет сохранить биоразнообразие и ландшафты, принося пользу туризму и экономике;
- обеспечение устойчивого производства продуктов питания путем внедрения устойчивого производства и новых рыночных стандартов для морепродуктов, использования водорослей, усиления контроля над рыболовством, а также исследований и инноваций в области морепродуктов на клеточной основе.
Переход к устойчивой «голубой экономике» требует инвестиций в инновационные технологии. Необходимые исследовательские проекты будут финансироваться Европейской комиссией в рамках программы Horizon Europe.
Источник: European Commission
Международная электротехническая комиссия (МЭК) представила документ по концептуальным подходам к построению умных городов
17 мая 2021 г.
Можно найти множество определений умных городов, зачастую они зависят от точки зрения и потребностей пользователя. Различия в терминологии могут усложнить сотрудничество и взаимодействие между организациями по стандартизации. По этой причине МЭК опубликовала новый справочный документ IEC SRD Система умного города - Методология построения концепций.
IEC SRD 63235:2021 обеспечивает системный подход к методологическим основам, принципам, процессам, правилам и критериям оценки для построения концепций системы умного города. В документе не приведены определения системы умного города, в нем представлена методология координации, сотрудничества и взаимодействия источников терминологии, включая МЭК, ИСО и МСЭ (Международный союз электросвязи). IEC SRD 63235:2021 предоставлены варианты использования систем умных городов для поддержки устойчивого развития, включая сближение людей, процессов и производительности во всем мире.
Создатели документа считают, что с помощью IEC SRD 63235 разработчики стандартов смогут использовать единую методологию для совместной работы и построения тех концепций, которые необходимы для системы умного города.
Источник: IEC
Стандартизация для развития производства органической продукции
14 мая 2021 г.
Законодательному обеспечению и правоприменительной практике производства органической продукции в Российской Федерации было посвящено заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, прошедшее под руководством Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. В заседании принял участие Руководитель Росстандарта Антон Шалаев.
«Производство органической продукции – молодое, но перспективное направление в России», - отметила Валентина Матвиенко, открывая заседание. «Эта тема имеет огромное значение как для экономики страны, так и для повышения качества жизни наших граждан. Это позволит решить задачи, поставленные Президентом России в Послании Федеральному Собранию».
Участниками заседания, наряду с аспектами финансового, информационного и кадрового обеспечения этой отрасли, была не раз затронута тема стандартизации и сертификации органической продукции, как основного инструмента развития её производства и реализации в России и за рубежом. Была отмечена важность гармонизации национальных стандартов с международными.
В Российской Федерации действуют следующие стандарты в области органического производства:
ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;
ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»;
ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства».
В апреле текущего года были также утверждены такие документы, как:
ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки»,
ПНСТ 540-2021 «Агенты биологической борьбы для органического сельского хозяйства».
Так, ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки» впервые определил понятия «органическое дикорастущее сырье» и «органическая продукция из дикорастущего сырья», а ПНСТ 540-2021 распространяется на биологические средства защиты растений от вредителей и болезней.
В разработке находится еще 7 документов по стандартизации.
Источник: RST
«Адлеровские чтения» в память о наследии выдающегося учёного
12 мая 2021 г.
Конференция «Адлеровские чтения», посвященная памяти и творческому наследию профессора Юрия Адлера прошла в он-лайн формате по инициативе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ«МИСиС»)
Ушедший из жизни в 2020 году, Юрий Адлер - крупнейший учёный, просветитель и педагог в области качества и статистики. Им написано свыше 1000 работ, в том числе более 30 книг и больше 500 статей, опубликованных в России и за рубежом. Именно Юрий Адлер познакомил российских специалистов с:
- идеями и методами выдающихся американских гуру Уолтера Шухарта и Эдвардса Деминга;
- идеями и принципами системы бережливого производства;
- методологией структурирования качества по функциям (Quality Function Deployment);
- принципами и подходами Шести Сигм и Реинжиниринга;
- методиками ринги, хосин канри и другими японскими подходами к менеджменту.
Многие из этих инструментов в дальнейшем нашли своё отражение в национальных стандартах в области менеджмента качества.
Ученики и коллеги Ю.П. Адлера – члены международного сообщества качества поделились успешными историями применения и развития его теорий на практике.
Идея проведения конференции «Адлеровские чтения» была поддержана в рамках установочного заседания Совета по качеству при Росстандарте, которое состоялось 22 апреля 2021 года. На нём также было принято решение об учреждении ежегодного конкурса на лучшую дипломную работу студентов в области качества.
Источник: RST
Руководство NIST по инклюзивному языку нацелено на ясность в публикациях стандартов
29 апреля 2021 г.
Стремясь помочь авторам выражать идеи понятным и доступным для всех читателей языком, Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) выпустил новое руководство по эффективным формулировкам для технических стандартов.
Публикация, получившая официальное название Guidance for NIST Staff on Using Inclusive Language in Documentary Standards (NISTIR 8366), была создана в первую очередь в интересах штатных экспертов NIST, которые участвуют в разработке стандартов. Поскольку авторы NIST часто работают с организациями по разработке отраслевых стандартов (SDO), NIST сделал руководство общедоступным.
Использование инклюзивного языка приносит не только пользу читателям, но также позволяет избежать потенциальных пробелов в понимании. Новая публикация призвана помочь авторам понять, как выбор слова может повлиять на понимание читателем. Некоторые люди, например, могут не понимать значения разговорных или идиоматических выражений, которые уходят корнями в определенные исторические события или региональные диалекты - выражения, которые могут вызвать замешательство у человека из другого поколения или языковой среды. Кроме того, некоторые термины имеют коннотации, которые вызывают споры среди определенной аудитории.
Руководство не содержит длинного списка неприемлемых терминов, но содержит несколько иллюстративных примеров.
Источник: NIST
В ЕЭК на совещании высокого уровня договорились установить карантинные фитосанитарные требования к плодам овощных культур, ввозимых и перемещаемых по территории ЕАЭС
29 апреля 2021 г.
Представители органов государственной власти стран Евразийского экономического союза, отвечающие за обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности, поддержали включение вирусов мозаики пепино, коричневой морщинистости плодов томата и пятнистого увядания томата в Единый перечень карантинных объектов ЕАЭС. Совещание по этому вопросу прошло под председательством министра по техническому регулированию ЕЭК Виктора Назаренко 17 мая в штаб-квартире ЕЭК.
Виктор Назаренко напомнил, что вопрос включения этих трех вирусов в Единый перечень карантинных объектов ЕАЭС и дополнение Единых требований к плодам томатов, перца и баклажанов в отношении этих вирусов уже неоднократно обсуждался на площадке Комиссии, в том числе рассматривался Коллегией и Советом ЕЭК.
«Все государства ЕАЭС единогласно выступили за включение вирусов в Единый перечень, однако до сегодняшнего дня сохранялись разногласия по установлению требований к плодам. Эти узкоспециализированные вопросы требуют тщательной проработки, поскольку основная цель служб по карантину растений – обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности не только стран ЕАЭС, но и таможенной территории Союза в целом», – отметил министр ЕЭК.
Вопрос об утверждении единых требований к плодам овощных культур, ввозимых и перемещаемых по территории ЕАЭС, будет рассмотрен на заседании Совета ЕЭК 18 мая.
Алгоритмы оперативных действий стран ЕАЭС при применении фитосанитарных мер в отношении потенциально вредных объектов, не включенных в Единый перечень, планируется внедрить путем внесения соответствующих изменений в право Союза. Работа в этом направлении в ЕЭК уже начата.
Кроме того, рассмотрены вопросы создания Совета руководителей уполномоченных органов по карантину растений ЕАЭС, разработки порядка согласованного и оперативного реагирования союзных государств на появление вредных организмов, отсутствующих в Едином перечне карантинных объектов, эффективности работы рабочей группы по фитосанитарным мерам ЕЭК.
Руководители уполномоченных органов стран ЕАЭС высоко оценили результаты деятельности рабочей группы по направлению «Фитосанитарные меры» – консультативного органа, осуществляющего подготовку, рассмотрение и доработку с учетом мнения стран ЕАЭС проектов актов Союза в сфере применения карантинных фитосанитарных мер.
Источник: EEC
Разработан проект Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС на рыбную продукцию
17 мая 2021 г.
Началось общественное обсуждение проекта Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016). В Перечень включено 22 наименования рыбной продукции либо продукции с содержанием рыбы.
Дата окончания общественного обсуждения – 11 июня 2021 г.
Источник: ЕАЭС