ИСО: только что опубликован первый международный стандарт по доступному туризму
13 июля 2021 г.
Для более одного миллиарда людей в мире, которые живут с каким-либо видом инвалидности, путешествие может быть делом непростым. Признавая важность устранения ненужных барьеров для туризма, ISO опубликовала стандарт, который поможет отрасли сделать путешествия доступными для всех. В настоящее время отсутствие последовательности и понимания того, как сделать туристические объекты и услуги доступными, продолжают создавать препятствия, которые связаны, в том числе, и с недостатком знаний и подготовки персонала.
ISO 21902 Туризм и сопутствующие услуги. Доступный туризм для всех. Требования и рекомендации содержит требования и руководящие принципы для облегчения равного доступа к туристическим услугам и получения удовольствия от него для людей всех возрастов и способностей. Сюда входят все, кто может столкнуться с проблемами доступности или иметь особые требования к доступу, например, люди с ограниченными возможностями и пожилые люди.
Новый стандарт предназначен для всех, кто занимается туризмом или пользуется туристическими услугами, включая национальные органы управления и советы по туризму, отвечающие за инфраструктурную политику, развитие и законодательную/нормативную базу. Стандарт будет полезен всем туристическим предприятиям, таким как туроператоры и туристические агентства, транспортные компании, объекты размещения, гостиничный бизнес и общественное питание, а также поддержит таких игроков, как архитекторы, разработчики информационных технологий и, конечно же, самих туристов.
Стандарт ISO 21902 был разработан техническим комитетом ISO/TC 228, Туризм и сопутствующие услуги, секретариат которого находится в ведении UNE, члена ISO от Испании. Его можно приобрести в интернет-магазине стандартов ФГУП «Стандартинформ» по адресу: http://nd.gostinfo.ru.
Источник: ISO
ИСО: опубликован стандарт по безопасности сторонних платежей
15 июля 2021 г.
По мере того как платежи переходят от наличных денег к онлайн-финансовым транзакциям, использование сторонних поставщиков платежных услуг (TPP), таких как PayPal, которые дают продавцам возможность принимать онлайн-платежи без необходимости иметь учетную запись, будет расти. Несмотря на то, что это удобный способ оплаты, их более широкое использование неизбежно влечет за собой больший риск для безопасности. Недавно был опубликован новый стандарт для информационных систем, предоставляющих услуги TPP, чтобы облегчить безопасное развитие технологии.
ISO 23195 Задачи безопасности информационных систем сторонних платежных сервисов предоставляет согласованный на международном уровне список терминов и определений, две логические структурные модели и список целей безопасности. Для обеспечения максимальной релевантности логические структурные модели, активы, угрозы и цели безопасности в этом документе основаны на реальных практиках.
Учитывая, что провайдеры TPP постоянно стремятся снизить риски мошенничества с платежами, стандарт можно рассматривать как надежное дополнение к их существующим мерам.
ISO 23195 был разработан подкомитетом Финансовые услуги, безопасность технического комитета ISO/TC 68 Финансовые услуги, секретариат которого ведет BSI, член ISO от Великобритании. Его можно приобрести в интернет-магазине стандартов ФГУП «Стандартинформ» по адресу: http://nd.gostinfo.ru.
Источник: ISO
ВТО выпустила новую публикацию «Мировые тарифные профили 2021»
14 июля 2021 г.
Опубликованы новые «Мировые тарифные профили 2021 года», совместное издание ВТО, Международного торгового центра и Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). В публикации представлена исчерпывающая информация о тарифах и нетарифных мерах, введенных более 170 странами и таможенными территориями.
Сводные таблицы позволяют сравнивать между странами средний «связанный» или максимальный тариф, который каждая страна может применять к импорту, и средний тариф, который она применяет на практике. Одностраничные профили предоставляют более подробные данные для каждой экономики с разбивкой тарифов по группам продуктов. В каждом профиле также показаны тарифы, взимаемые с ее экспорта основными торговыми партнерами. В сводной таблице представлены профили импорта и экспорта для каждой экономики. Статистика нетарифных мер по экономике и товарным группам дополняет данные по тарифам.
Особая тема этого выпуска - использование нетарифных мер (NТМ). На основе данных Информационной системы анализа торговли (TRAINS) ЮНКТАД, в этой главе рассматриваются три показателя использования НТМ: индекс частоты, коэффициент охвата и показатель распространенности. Эти индикаторы показывают процент продуктов, на которые распространяются NТМ, долю торговли, на которую распространяются NТМ, и количество мер, применяемых к конкретной группе продуктов.
В главе показано, что почти 60% импортируемых товаров должны соответствовать хотя бы одной NТМ. Что касается торговой стоимости, почти 80% импортируемых товаров попадают под действие NТМ.
Публикация доступна по адресу: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/world_tariff_profiles21_e.htm
Печатные копии будут доступны в августе.
Новые данные также доступны на портале WTODATA.
Источник: ВТО
Европейская комиссия предлагает пересмотреть Директиву ЕС по энергоэффективности
14 июля 2021 г.
Европейская комиссия опубликовала предложение о пересмотре Директивы ЕС по энергоэффективности (EED), направленном на дальнейшее стимулирование усилий ЕС по достижению энергосбережения в борьбе с изменением климата. Эта инициатива является частью пакета предложений Комиссии «Осуществление европейского зеленого курса» по сокращению выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году.
После частичного пересмотра Директивы 2012/27/ЕС в 2018 г., сегодняшнее предложение полностью изменяет директиву. Оно предполагает введение более высокой цели по сокращению первичного (до 39%) и конечного (до 36%) потребления энергии к 2030 году. Предложение фокусируется на секторах с высоким потенциалом энергосбереженияи делает дополнительный акцент на государственном секторе.
Хотя потенциал энергосбережения остается высоким во всех секторах, существует особая проблема, связанная с транспортом (отвечает за 30% конечного потребления энергии) и зданиями (отвечает за 40% использования энергии, и где 75% зданий ЕС имеют плохие энергетические показатели).
Предложение EED направлено на создание новой основы для отопления и охлаждения, на которую приходится 80% энергопотребления в жилых зданиях, с использованием малых энергоснабжающих установок и центров обработки данных.
Для предприятий предложение направлено на целенаправленное усиление требований. Для начала, крупнейшие потребители энергии (использующие более 100 ТДж в год), у которых еще нет систем управления энергопотреблением, должны будут ввести такие системы. Обязательство по проведению аудита энергопотребления в будущем будет применяться только к тем предприятиям, которые используют более 10 ТДж энергии в год, что снизит нагрузку на более мелкие, менее энергопотребляющие предприятия.
По оценкам Комиссии, деятельность государственного сектора - образование, здравоохранение и социальные услуги, общественный транспорт, водоснабжение и переработка отходов, а также уличное освещение вместе потребляют около 5% от конечного потребления энергии в ЕС. Поэтому новая директива вводит специальные меры по энергосбережению для государственного сектора, к которым относятся сокращение годового потребления энергии на 1,7% каждый год, обновление 3% площади общественных зданий и требование более систематического включения требований энергоэффективности в процедуры государственных закупок.
Ряд дополнительных элементов, связанных с реконструкцией зданий и декарбонизацией строительного сектора, будет охвачен предложением о пересмотре Директивы об энергетических характеристиках зданий (EPBD), которое должно быть опубликовано до конца года.
Источник: EC
Европейская комиссия представила новую редакцию Директивы по возобновляемым источникам энергии
14 июля 2021 г.
Европейская комиссия опубликовала предложение о пересмотре Директивы по возобновляемым источникам энергии. В рамках пакета «Реализация экологической политики Европы» Комиссия стремится ускорить освоение возобновляемых источников энергии в ЕС, чтобы внести решающий вклад в реализацию европейских амбиций по сокращению выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году.
Основываясь на Директиве 2018/2001/ЕС, сегодняшнее предложение увеличивает текущую цель на уровне ЕС «не менее 32%» возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе до «не менее 40%» к 2030 году, что представляет собой удвоение текущей доли возобновляемых источников энергии. Оно также устанавливает всеобъемлющую основу для использования возобновляемых источников энергии во всех секторах экономики в соответствии с видением Комиссии относительно интегрированной энергетической системы будущего.
В этом пересмотре основное внимание уделяется секторам, в которых до настоящего времени прогресс в интеграции возобновляемых источников энергии был медленнее (например, транспорт, здания и промышленность).
Для зданий увеличение использования возобновляемых источников энергии должно составить 49% всех источников энергии к 2030 году; для промышленности ежегодно использование возобновляемых источников энергии должно увеличиваться на 1,1 процентных пункта. В транспортном секторе вводится цель по снижению выбросов от транспортного топлива на 13% к 2030 году с дополнительным целевым показателем (2,2% транспортных средств должны работать на биотопливе).
Предложение также включает ряд новых мер, направленных на повышение гибкости энергетической системы ЕС, например, путем облегчения системной интеграции возобновляемых источников энергии с помощью информации в реальном времени, интеллектуальной зарядки электромобилей и устранения препятствий на пути к более высокому уровню поставок возобновляемых источников энергии.
Основываясь на Водородной стратегии ЕС, предложение вводит две обязательные подцели для использования возобновляемого водорода и его производных, соответственно, в транспортном секторе и в промышленности. Оно также расширяет существующие правила сертификации и отслеживания возобновляемых видов топлива во всех секторах, а не только в транспортном секторе.
Поскольку биоэнергетика обеспечивает 60% возобновляемых источников энергии в ЕС, предложение направлено на ужесточение критериев устойчивости для лесной биомассы, чтобы обеспечить соответствие стратегии ЕС по сохранению биоразнообразия. Первый шаг - запрет использования биомассы девственных лесов и лесов с высоким биоразнообразием (а не только сельскохозяйственной биомассы, как в действующих правилах).
Предложение также вводит методологию маркировки промышленной продукции ЕС, производимой с использованием возобновляемых источников энергии, которая будет способствовать росту спроса на эту продукцию со стороны потребителей.
Источник: EC
Европейская комиссия информирует о Соглашении по исследованиям и инновациям в Европе
16 июля 2021 г.
Европейская комиссия приняла предложение по Рекомендации Совета ЕС «Соглашение об исследованиях и инновациях в Европе» для поддержки реализации национальной политики Европейского исследовательского пространства (ERA).
Предложение определяет общие приоритетные области для совместных действий, излагает амбиции в отношении инвестиций и реформ и составляет основу для упрощенного процесса координации политики и мониторинга на уровне ЕС и государств-членов через платформу ERA, где государства – члены ЕС могут делиться своими подходами к реформам и инвестициям для улучшения обмена передовым опытом.
Маргрет Вестагер, исполнительный вице-президент организации «Европа, пригодная для цифровой эпохи», сказала:
«Пандемия показала нам важность объединения усилий в области исследований и инноваций, которые быстро приносят результаты на рынок. Это показало нам важность инвестиций в совместно согласованные стратегические приоритеты между странами-членами и ЕС. Соглашение об исследованиях и инновациях будет способствовать лучшему сотрудничеству и объединит наши усилия для решения задач исследований и инноваций, которые имеют наибольшее значение для Европы. И это позволит всем нам учиться друг у друга.»
Мария Габриэль, комиссар по инновациям, исследованиям, культуре, образованию и молодежи, сказала:
«Это первая веха в наших стремлениях к упрощенному и более эффективному европейскому исследовательскому пространству. Цель Соглашения - способствовать будущему процессу диалога с ключевыми участниками, уделяя особое внимание обмену передовым опытом и содействию сотрудничеству государств-членов в области инвестирования и координации общих целей исследований и инноваций».
Документ будет основываться на общих принципах исследований и инноваций в Европе, включая такие ценности, как свобода научных исследований, равные возможности для всех, свободное передвижение исследователей и распространение знаний, инклюзивность и социальная ответственность.
Источник: EC
Европейская комиссия приняла новую Лесную стратегию ЕС
16 июля 2021 г.
Европейская комиссия приняла Новую лесную стратегию ЕС до 2030 года, флагманскую инициативу Европейского зеленого курса, основанную на Стратегии ЕС по сохранению биоразнообразия.
Леса являются важным союзником человечества в борьбе с изменением климата и утратой биоразнообразия. Они действуют как поглотители углерода и помогают нам уменьшить воздействие изменения климата, например, охлаждая города, защищая нас от сильных наводнений и уменьшая воздействие засухи. К сожалению, леса Европы страдают от множества различных нагрузок, включая изменение климата.
Лесная стратегия определяет цели и конкретные действия по увеличению количества и качества лесов в ЕС и усилению их защиты, восстановления и устойчивости. Стратегия обязует строго защищать девственные и старовозрастные леса, восстанавливать деградировавшие леса и обеспечивать их устойчивое управление - таким образом, чтобы сохранить жизненно важные экосистемные воздействия, предоставляемые лесами, от которых зависит общество.
Стратегия продвигает наиболее благоприятные для климата и биоразнообразия методы ведения лесного хозяйства, подчеркивает необходимость сохранения использования древесной биомассы в рамках устойчивости и поощряет ресурсоэффективное использование древесины в соответствии с каскадным принципом, подразумевающим последовательный переход к выполнению этапов Стратегии.
Лесная стратегия включает предложение по правовому регулированию усиления мониторинга лесов, отчетности и сбора данных в ЕС. Гармонизированный сбор данных ЕС в сочетании со стратегическим планированием на уровне государств-членов даст исчерпывающую картину состояния, эволюции и предполагаемого будущего развития лесов в ЕС.
Стратегия сопровождается Дорожной картой по посадке трех миллиардов деревьев по всей Европе к 2030 году при полном соблюдении экологических принципов - правильное дерево в нужном месте для правильной цели.
Источник: EC
Европейский союз запускает спор в ВТО по поводу дискриминации европейских компаний в российских конкурсах на закупки
19 июля 2021 г.
ЕС запрашивает консультации с Россией в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) относительно некоторых российских мер, которые ограничивают или препятствуют компаниям ЕС продавать товары и услуги российским государственным предприятиям и другим организациям посредством закупок в коммерческих целях. Такая практика кажется противоречащей правилам ВТО, которые требуют, чтобы Россия не дискриминировала иностранные компании в этой сфере.
С 2015 года Россия постепенно расширила свою политику импортозамещения за счет использования различных ограничений и стимулов. Они направлены на замену использования иностранных товаров и услуг в контрактах на закупку некоторыми связанными с государством субъектами, а также юридическими лицами в инвестиционных проектах, финансируемых государством. Экономический эффект для компаний ЕС очень значителен. В 2019 году стоимость опубликованных тендеров государственных предприятий составила 23,5 трлн рублей, что составляет около 290 млрд евро, что эквивалентно 21% ВВП России.
ЕС оспаривает, в частности, три меры России, которые кажутся несовместимыми с законодательством ВТО, в частности с основным принципом национального режима ВТО, который требует от членов ВТО недискриминационного отношения к иностранным и отечественным производителям:
- Дискриминационная, по мнению ЕС, оценка заявок на закупки: на этапе оценки своих закупок некоторые связанные с государством организации вычитают 15% (до 30% для определенных продуктов) из предложенной цены на отечественные товары или услуги российских компаний. Если затем будет выбрано предложение с отечественными товарами или услугами российской компании, впоследствии все равно будет выплачена полная цена. Это означает, что на этом этапе оценки импортные продукты или услуги иностранных компаний рассматриваются менее благоприятно, поскольку они не получают выгоды от этого 15%-ного снижения цен. Это приводит к дискриминации в отношении заявок на импортные товары или услуги, предоставляемые иностранными организациями.
- Требования к получению предварительного разрешения: российским компаниям, которые хотят закупать определенную машиностроительную продукцию за рубежом, требуется разрешение Комиссии по импортозамещению России. Это разрешение, по мнению ЕС, выдается на произвольной основе и не требуется для закупки отечественной машиностроительной продукции.
- Национальные квоты на закупки: по мнению ЕС, из 250 товаров, включая автомобили, оборудование, медицинские приборы и текстильные изделия, до 90%, согласно условиям конкурсов, должны быть отечественными товарами.
Консультации по урегулированию споров, запрошенные ЕС, являются первым шагом в процессе урегулирования споров в ВТО. Если они не приведут к удовлетворительному решению, ЕС может попросить ВТО создать комиссию для вынесения решения по этому вопросу.
Источник: EC
Международная электротехническая комиссия (МЭК) информирует о работе над онлайн-платформой МЭК и ИСО
13 июля 2021 г.
Организации по стандартизации, такие как IEC и ISO, разрабатывают международные стандарты на основе консенсуса экспертов, работающих в технических комитетах. Этот процесс требует времени и включает множество заинтересованных сторон, которые разрабатывают стандарты и комментируют их. Непросто успешно управлять версиями Word, учитывать безопасность документа, поскольку черновик рассылается по электронной почте разным участникам, не говоря уже о редактировании и реструктуризации абзацев в документах, которые часто превышают 100 страниц.
МЭК и ИСО сотрудничают в создании онлайн-инструмента для разработки стандартов, который будет решать проблемы, возникающие на разных этапах.
На пилотной стадии проекта основное внимание уделялось инструментам редактирования, чтобы сделать их пригодными для разработки стандартов. Пилотные группы, состоящие из членов и руководителей технических комитетов, использовали эти инструменты для разработки реальных стандартов. Теперь проект будет улучшать стадию предоставления комментариев. Основные функции модуля комментирования будут основываться на опыте и отзывах исходных пилотных групп, которые помогли разработать модуль редактирования.
Источник: IEC
Международная электротехническая комиссия (МЭК) опубликовала новую версию стандарта по измерению излучения
13 июля 2021 г.
Для определения радиоактивного загрязнения в образце почвы, обеспечения правильной дозировки для применения в медицинской лучевой терапии, обнаружения незаконного оборота радиоактивных материалов, и для многого другого, используются германиевые детекторы для измерения уровней излучения.
Для того, чтобы обеспечить применение этих детекторов, МЭК опубликовала новое издание стандарта IEC 61452 Ядерные приборы. Измерение интенсивности гамма-излучения радионуклидов. Калибровка и использование германиевых спектрометров.
Этот стандарт определяет методы калибровки и использования спектрометров на основе германия, которые измеряют энергию фотонов и скорость излучения в диапазоне энергий от 59 кэВ до примерно 3000 кэВ, а также рассчитывают активность радионуклидов на основе этих измерений. Он обеспечивает единый подход к оценке рабочих характеристик, что в конечном итоге повышает качество и точность систем.
Для обеспечения надлежащего функционирования и калибровки спектрометров на основе германия IEC 61452 определяет следующее:
- Эксплуатационные испытания, чтобы убедиться, что спектрометр работает в допустимых пределах;
- Методы измерения и коррекции нарастания импульсов;
- Методы проверки результатов спектрального анализа на предмет ошибок, возникающих в результате суммирования истинных совпадений каскадных гамма-лучей в детекторе.
Стандарт также содержит рекомендации по созданию библиотек данных для идентификации радионуклидов, корректировки распада и преобразования интенсивности гамма-излучения в скорости распада.
Предыдущая версия стандарта была опубликована в 1995 году.
Источник: IEC
Международная электротехническая комиссия (МЭК) представляет отчет о рынке гидроэнергетики и напоминает о стандартах в этой области
14 июля 2021 г.
Первый в истории отчет МЭА (Международное энергетическое агентство) о рынке гидроэнергетики был опубликован в июне. В нем освещается экономическая и политическая среда для развития гидроэнергетики, рассматриваются проблемы, с которыми она сталкивается, и предлагаются рекомендации по ускорению роста и поддержанию существующей инфраструктуры. В этом отчете представлены десятилетние прогнозы мощности для проектов водохранилищ, русловых и гидроаккумулирующих резервуаров по всему миру, основанные на мониторинге на уровне страны.
Согласно отчету, в 2020 году гидроэнергетика обеспечивала 17% мирового производства электроэнергии, что является третьим по величине источником после угля и природного газа. За последние 20 лет общая мощность гидроэнергетики выросла на 70% во всем мире, но ее доля в общей выработке осталась стабильной из-за роста ветровой, солнечной фотоэлектрической энергии (PV), угля и природного газа. Гидроэнергетика также является убедительным вариантом для поддержки быстрого развертывания и безопасной интеграции в электроэнергетические системы солнечных фотоэлектрических и ветряных электростанций, производство электроэнергии в которых может варьироваться в зависимости от таких факторов, как погода и время суток или года. Сегодня, согласно отчету, на гидроэлектростанции приходится почти 30% мировых мощностей по гибкому электроснабжению.
В странах с развивающейся экономикой гидроэнергетика стала экономичным способом расширения доступа к электроэнергии. Однако в странах с развитой экономикой доля гидроэнергетики в производстве электроэнергии снижается, а станции стареют. В Северной Америке средней гидроэлектростанции почти 50 лет, а в Европе - 45 лет. Эти установки необходимо модернизировать, чтобы обеспечить их устойчивый вклад в обеспечение электроснабжения в ближайшие десятилетия. Текст отчета доступен по адресу: https://www.iea.org/reports/hydropower-special-market-report.
Технический комитет МЭК ТС 4 Гидравлические турбины
публикует большое количество стандартов, касающихся безопасности и производительности гидравлических турбин. Среди них серия стандартов IEC 63132, предоставляющих руководство по процедурам установки гидроэлектрических машин, что особенно важно при создании новых гидроэлектростанций.
Недавно был опубликован пересмотренный стандарт IEC 60545 (первая редакция была опубликована в 1976г.), цель которого - установить подходящие процедуры для ввода в эксплуатацию и эксплуатации гидравлических машин и связанного с ними оборудования. TC 4 также работает над обновлением нескольких стандартов: IEC 60609-1 и IEC 60609-2 по оценке кавитационной точечной коррозии.
Примечание: кавитационная коррозия - коррозия металлов и сплавов в быстродвижущейся жидкой коррозионной среде.
Комитет разрабатывает новый стандарт по техническим требованиям, регулирующим усталость рабочих колес гидротурбин. Этот стандарт будет иметь важное значение для обеспечения как можно более длительного срока службы рабочих элементов гидравлических турбин.
Источник: IEC
Европейская организация по стандартизации CEN информирует о проведении конкурса на премию Standards + Innovation Awards 2021
14 июля 2021 г.
Европейский конкурс на премию «Стандарты + Инновации» проходит уже третий год. Награды отмечают вклад исследователей, новаторов и предпринимателей в стандартизацию и подтверждают важный вклад исследований и инноваций в документы по стандартизации. В этом году конкурс включает ежегодную награду за проект, присуждаемую европейскому исследовательскому/инновационному проекту (H2020/Horizon Europe), который успешно внес вклад в стандартизацию, и индивидуальную премию для исследователя/новатора, вручаемую человеку, который успешно предоставил результаты своего исследования в стандартизацию.
В 2021 году будет также присуждена премия должностному лицу технического комитета по стандартизации (секретарю, председателю, менеджеру) за активное и успешное сотрудничество с исследователями/новаторами в рамках ТК, которая присуждается один раз в два года.
Кроме того, в этом году впервые будет присуждена премия в новой номинации – Молодой исследователь, которая будет ежегодно присуждаться студентам в возрасте до 30 лет на основе их работы над академическими диссертациями, докторскими диссертациями или другими университетскими исследовательскими проектами, направленными на стандартизацию.
Члены CEN/ CENELEC представили кандидатов на премию до 30 июня (9 номинаций по категории 1 «Премия проекта»; 9 номинаций по категории 2 «Индивидуальный исследователь/новатор», 5 номинаций по категории 3 «Молодой исследователь», и 7 номинаций по категории 4 «Должностное лицо Технического органа»).
Номинации доступны на сайте CEN, победители будут представлены на церемонии награждения осенью этого года.
Источник: List of nominations for Standards+Innovation Awards 2021- CEN-CENELEC (cencenelec.eu)
Утвержден первый национальный стандарт в области больших данных
16 июля 2021 г.
Приказом Росстандарта утверждён ГОСТ Р ИСО/МЭК 20546-2021 «Информационные технологии. Большие данные. Обзор и словарь» -терминологический стандарт, ставший первым отечественным нормативно-техническим документом в сфере больших данных (Big data).
Новый стандарт идентичен аналогичному международному стандарту, разработанному совместно ИСО и МЭК, в работе над которым также принимали активное участие отечественные специалисты.
«Обеспечение доступа российских разработчиков систем искусственного интеллекта к специальным образом подготовленным наборам данных является важнейшим условием развития отрасли искусственного интеллекта. Стандартизация в этой области позволит обеспечить разумный компромисс между соблюдением двух противоречивых требований: необходимость формирования специфических наборов обучающих и тестовых данных для каждой конкретной прикладной задачи искусственного интеллекта и стремление к унификации наборов данных, обеспечивающей многократное использование данных при решении различных прикладных задач» —отмечает председатель технического комитета №164 «Искусственный интеллект» (ТК 164), директор по научным проектам НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Гарбук.
Разработанный ГОСТ содержит переводы англоязычных терминов на русский язык и определяет основные понятия, связанные с использованием больших данных в таких отраслях, как здравоохранение, энергетика, ритейл, банковская сфера и телекоммуникации. По мнению разработчиков, стандарт поможет улучшить взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, научным сообществом, коммерческими организациями и всеми заинтересованными лицами.
«Принятие первого национального стандарта в области больших данных задает вектор совместных действий основных заинтересованных сторон (власти, бизнеса, научно-образовательного сообщества) по развитию экономики данных в России. Мы ставим перед собой задачу опережающими темпами сократить имеющееся отставание в стандартизации больших данных и координируем параллельно ведущиеся работы по гармонизации восьми базовых международных стандартов с российской системой технического регулирования», — сообщил Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества, председатель подкомитета ПК02/ТК 164 «Данные».
Стандарты в области больших данных играют важную роль не только в области искусственного интеллекта, но и в развитии таких перспективных направлений, как новые производственные технологии, методы цифрового моделирования, технологии умных производств и умных городов.
«Направление больших данных, как часть общей тематики данных, неразрывно связано с использованием других цифровых технологий, в особенности устройств M2M, включая IoT-устройства. В этом смысле стандарты больших данных важны не столько сами по себе, сколько в требуемой взаимоувязке с уже утвержденными сериями стандартов цифровых технологий» - считает Никита Уткин, председатель технического комитета №194 «Кибер-физические системы» (ТК 194).
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20546-2021 разработан Национальным центром цифровой экономики МГУ и Институтом развития информационного общества в рамках деятельности технического комитета №164 «Искусственный интеллект» (ТК 164) и вводится в действие с 1 ноября 2021 года. Дальнейшая разработка стандартов в области больших данных будет осуществляться в рамках Перспективной программы стандартизации приоритетного направления «Искусственный интеллект» на 2021-2024 годы, утверждённой Минэкономразвития России и Росстандартом в декабре 2020 года.
Источник: РСТ
Заседание Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
14 июля 2021 г.
14 июля 2021 года в режиме видеоконференции состоялось 59-е заседание Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) – признанного одним из самых эффективных органов отраслевого сотрудничества в рамках СНГ.
В заседании приняли участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии, оценке соответствия и аккредитации Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ и Бюро по стандартам МГС.
Делегацию Росстандарта возглавил руководитель Антон Шалаев. В состав российской делегации вошли представители Минпромторга России, Росаккредитации, центрального аппарата Росстандарта, ФГУП «СТАНДАРТИНФОМ», ФБУ КВФ «Интерстандарт».
Одной из ключевых тем обсуждения стало подведение итогов работы МГС по всем направлениям деятельности. Так, несмотря на пандемию COVID-19, активно продолжалась разработка межгосударственных стандартов и в 2020 году в МГС было принято 415 межгосударственных стандартов, разработчиком 317 из которых выступила Российская Федерация. В фонде МГС содержатся записи о 2299 межгосударственных стандартных образцов, из которых более 1700 представлены Российской Федерацией, за пятилетний период признано более 3000 результатов испытаний и утверждения типа средств измерений.
В ходе заседания был представлен доклад о принятии рекомендаций по межгосударственной стандартизации «Ведение учёта распространения документов по межгосударственной стандартизации» (РМГ 147-2021).
Отдельное внимание было уделено работе с международными и региональными организациями по стандартизации. МГС активно подключается к реализации Политики регионального вовлечения ISO, направленной на установление конструктивного взаимодействия между странами-участницами МГС с целью активизации деятельности по разработке международных стандартов. Кроме того, в рамках заседания состоялось подписание Соглашения по реализации пилотных проектов между CEN-CENELEC и МГС.
Новым председателем Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период 2022-2023 годов избран директор ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения Альберт Бабаян. Сопредседателями назначены представители Республики Казахстан и Республики Беларусь.
Проведение очередного 60-го заседания МГС запланировано на декабрь 2021 года.
Источник: РСТ
Росстандарт – в числе лидеров цифровой трансформации
14 июля 2021 г.
Минэкономразвития составило рейтинг цифровизации органов государственной власти, согласно которому Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии вошло в число лидеров по размещению открытых данных, наряду с Минкультуры России, Казначейством России, Росстатом, Минпросвещения России, Роспатентом, Минобрнауки России, Минцифры России, Росздравнадзором и Минэкономразвития России.
Было проанализировано 25,5 тысяч наборов открытых данных по направлениям образования, здравоохранения, культуры, транспорта, строительства, экологии и рейтинги владельцев данных федерального и регионального уровней. Открытые данные представляют собой информацию, которая размещена в сети в систематизированном виде для бесплатного использования.
По словам заместителя Руководителя Росстандарта Бориса Потемкина, «удержать лидерство в рейтинге цифровой трансформации ведомству удается благодаря активному развитию цифровых сервисов для разных целевых групп – подсистем «Аршин», «Береста», «Контур» ФГИС Росстандарта, АС СИУ-портал Росстандарта».
Работа ведется в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Росстандарта на 2021-2023 годы. На межведомственном уровне информационные системы Росстандарта были интегрированы с данными Росаккредитации, Росреестра, МВД России, ФТС России и иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, налажена автоматическая передача данных Росстандарта в Федеральную налоговую службу – АИС «Налог-3». Для этого были оцифрованы пять общероссийских классификаторов и разработан новый вид сведений.
В 2021 году планируется полностью оцифровать взаимодействие с автопроизводителями и дилерами в рамках отзывных кампаний транспортных средств. Внедрение нового цифрового сервиса позволит осуществлять проактивное информирование владельцев отозванных автомобилей с помощью ЕПГУ, а также автоматически размещать и обновлять открытые данные о проведенных гарантийных ремонтах транспортных средств. При этом данные об отозванных автомобилях уже доступны и автоматически обновляются на официальном сайте Росстандарта в разделе «Сервисы».
Источник: РСТ
Госстандарт Беларуси и Росстандарт утвердили план мероприятий по оформлению документов об оценке соответствия транспортных средств в электронном виде
13 июля 2021 г.
Это стало итогом совещания, состоявшегося в Минске 12 июля 2021 г. Белорусскую делегацию возглавлял председатель Госстандарта Валентин Татарицкий, российскую – заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Совещание было посвящено вопросам взаимодействия по созданию национального контура Республики Беларусь оформления одобрения типа транспортного средства (ОТТС) и одобрения типа шасси (ОТШ) в электронном виде на базе автоматизированной системы «Электронные ОТТС», реализуемой Росстандартом совместно с АО «Электронный паспорт».
Выдача указанных документов об оценке соответствия предусмотрена техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Эти документы подтверждают безопасность продукции и необходимы для ее выпуска в обращение на евразийский рынок. В настоящее время в Беларуси, как и в других государствах – членах ЕАЭС, они включаются в национальные части единого реестра выданных ОТТС, ОТШ, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям ТР ТС 018/2011.
«Создание национального контура Республики Беларусь в составе АС «Электронные ОТТС» позволит оцифровать процедуры оценки соответствия транспортных средств, начиная от заявки до утверждения и внесения выданных документов в реестр, на основе наработанных российскими коллегами подходов и технологий», – сказал председатель Госстандарта Валентин Татарицкий. «Это обеспечит возможность экспорта сведений из данных документов в системы электронных паспортов транспортных средств, которые функционируют в рамках соответствующего соглашения государств-участников ЕАЭС, что, в свою очередь, сократит сроки вывода новых моделей отечественных изготовителей на рынок ЕАЭС. Кроме того, наша технически синхронизированная совместная работа выступит катализатором процесса перехода на электронные документы об оценке соответствия требованиям ТР ТС 018/2011 в Евразийском экономическом союзе».
В свою очередь заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов отметил, что в связи с развитием цифровизации в Российской Федерации существенно сократились сроки проведения процедур оценки соответствия транспортных средств, повысилась прозрачность и удобство оформления документов об оценке соответствия, что привело к снижению количества нарушений при проведении процедур оценки соответствия транспортных средств.
Он наглядно продемонстрировал применяемую процедуру подписания ОТТС в электронном виде, а также отметил готовность Российской Федерации делиться накопленным опытом.
Генеральный директор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин представил основные шаги и возможности, реализованные в АС «Электронные ОТТС».
Достигнутые сторонами в ходе обсуждения договоренности нашли отражение в Плане основных мероприятий, необходимых для организации процесса оформления документов об оценке соответствия транспортных средств в электронном виде. В его реализации также будут задействованы БелГИСС и АО «Электронный паспорт».
Данный документ, а также протокол по итогам совещания подписали первый заместитель председателя Госстандарта Дмитрий Барташевич и заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Источник: РСТ
Состоялось заседание Общественного совета при Росаккредитации
12 июля 2021 г.
12 июля в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Общественного совета при Росаккредитации. Главными темами обсуждения стали результаты международной оценки АРАС национальной системы аккредитации в 2021 г., обзор деятельности Технического комитета по стандартизации «Оценка соответствия» (ТК 079) и рабочей группы при Общественном совете по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия строительных материалов, изделий и конструкций.
Председатель Общественного совета при Росаккредитации Владимир Саламатов отметил эффективное взаимодействие Службы и членов совещательного органа, его рабочих групп и комитетов, прозрачность предпринимаемых совместных действий.
Руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник рассказал представителям профессионального и экспертного сообщества об основных направлениях работы Росаккредитации в 2021 г. Он отметил подготовку к реализации нововведений в законодательстве, которые дают право Росаккредитации и другим контролирующим органам прекращать действие сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, признавать их недействительными для предотвращения оборота на рынке небезопасного товара.
Глава национального органа по аккредитации дал высокую оценку работе коллектива Росаккредитации по подготовке и прохождению международной оценки APAC национальной системы аккредитации в 2021 г.
Заместитель руководителя Росаккредитации Дмитрий Гоголев отметил, что в результате аудиторы рекомендуют подтвердить статус Росаккредитации в качестве подписанта APAC MRA (ILAC MRA соответственно) в области испытательных лабораторий и калибровочных лабораторий, а также расширить область признания по заявленным Росаккредитацией областям. «Итоговое решение будет принято Управляющим комитетом APAC MRA до конца 2021 г.», – сказал он.
Заместитель председателя Общественного совета при Росаккредитации, председатель ТК 079 Марина Блудян осветила деятельность технического комитета по стандартизации «Оценка соответствия» (ТК 079). В 2020 г. в рейтинге Росстандарта ТК 079 занял 38 место из 231 действующего технического комитета.
Источник: НСА
Итоги расширенного заседания рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств
13 июля 2021 г.
13 июля состоялось заседание рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств при Общественном совете при Росаккредитации под председательством президента Ассоциации автомобильных инженеров Дениса Загарина. В заседании приняли участие более 40 человек, в том числе представители Росаккредитации, Росстандарта, Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (ГУОБДД МВД России), научного и экспертного сообщества, аккредитованных организаций.
На заседании обсудили деятельность организаций в связи с вступлением в силу ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия», практику его применения для оценки соответствия транспортных средств, ввозимых через таможенную границу Российской Федерации, и при проведении работ по оценке соответствия транспортных средств, выпущенных в обращение, в случае внесения изменений в их конструкцию.
22 июня 2021 г. официальные разъяснения по порядку применения ГОСТ 33670-2015 были размещены на сайтах Росаккредитации и Росстандарта. Разъяснения были подготовлены при участии ГУОБДД МВД России.
Представители Росстандарта и ГУОБДД МВД России, участвующие в рабочей группе, подчеркнули, что исполнение процедур, изложенных в разъяснениях, позволит упорядочить деятельность игроков на рынке при внесении изменений в конструкцию автомобилей.
Участники совещания отметили, что в настоящее время происходит улучшение качества процедур оценки соответствия транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию, а также качества контроля за данными процессами и аккредитованными лицами в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств. Это, в свою очередь, повышает уровень безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта. Немаловажную роль играет и цифровая трансформация деятельности в данной сфере, позволяющая повысить прозрачность и скорость работы испытательных лабораторий.
С протоколом заседания рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств от 13 июля 2021 г. в ближайшее время можно будет ознакомиться в разделе рабочей группы.
Источник: НСА
Коллегия ЕЭК утвердила актуализированные перечни стандартов к техническому регламенту «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
14 июля 2021 г.
Перечни стандартов подготовлены Евразийской экономической комиссией совместно с государственными органами стран Евразийского экономического союза при участии экспертов и представителей бизнес-сообщества и учитывают, в том числе, новые версии межгосударственных стандартов, введенных в действие в государствах ЕАЭС.
Большая часть актуализированных стандартов разработана на основе региональных стандартов (EN). Таким образом, стандарты гармонизированы с международными нормами. Они устанавливают единые принципы к оценке соответствия аппаратов, работающих на газообразном топливе.
Перечень стандартов, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента, включает 125 стандартов, из них: 65 межгосударственных стандартов, 14 государственных стандартов Республики Беларусь, 1 национальный стандарт Республики Казахстан и 45 национальных стандартов Российской Федерации.
В Перечень стандартов на методы входят 122 стандарта, из них: 63 межгосударственных стандарта, 15 государственных стандартов Республики Беларусь и 44 национальных стандарта Российской Федерации.
В целях адаптации к применению актуализированных перечней стандартов, а также аккредитации органов по оценке соответствия решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.
Кроме того, в отношении отдельных межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации предусмотрен переходный период применения.
Источник: ЕЭК
Расширены возможности производителей лекарств по проведению валидации и квалификации производств в системе GMP
14 июля 2021 г.
Совет Евразийской экономической комиссии принял новую редакцию Приложения № 15 к Правилам надлежащей производственной практики (GMP). Приложением устанавливаются новые, значительно расширенные подходы к валидации и квалификации производственных процессов. Впервые вводятся указания на возможность замены валидации непрерывной верификацией процесса производства, продолжающейся верификацией процесса производства либо верификацией (валидацией) отдельных стадий. Также производители смогут использовать гибридный подход к валидации процесса производства.
В результате изменений Правила GMP будут синхронизированы с действующей европейской редакцией.
Новая редакция приложения к Правилам GMP позволяет производителю подтвердить, что система или процесс производства хорошо им изучены, должным образом настроены и эксплуатируются, имеют надежную систему контроля качества продукции и обеспечивают выпуск продукции с заданными параметрами качества.
Источник: ЕЭК
Пищевой техрегламент будет приведен в соответствие с требованиями техрегламента для упакованной питьевой воды
14 июля 2021 г.
Совет Евразийской экономической комиссии с целью исключения противоречий в требованиях, предъявляемых к упакованной питьевой воде, принял изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Изменения позволят привести горизонтальный пищевой технический регламент в соответствие с требованиями технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», который вступил в силу 1 января 2019 года. Для этого технического регламента предусмотрен переходный период до 31 декабря 2021 года.
Изменения в том числе предполагают корректировку терминологии и классификации упакованных питьевых вод: природная минеральная вода, купажированная питьевая вода, обработанная питьевая вода, природная питьевая вода, питьевая вода для детского питания, искусственно минерализованная питьевая вода – в соответствии с техническим регламентом для упакованной питьевой воды, исключение микробиологических, гигиенических и радиационных показателей безопасности расфасованной питьевой воды, питьевой минеральной воды, установление отсылочной нормы на показатели безопасности для упакованных питьевых вод в техническом регламенте для упакованной питьевой воды.
Вступление в силу принятых Советом ЕЭК изменений предусмотрено с 1 января 2022 года, то есть по завершении действия переходного периода технического регламента на упакованную питьевую воду.
Источник: ЕЭК
ЕАЭС запускает проект «Цифровое техническое регулирование»
15 июля 2021 г.
Совет Евразийской экономической комиссии принял решение о начале реализации проекта «Цифровое техническое регулирование Евразийского экономического союза». Основная его цель – цифровизация процессов формирования обязательных требований к продукции, разработки техрегламентов и перечней международных и региональных стандартов в сфере технического регулирования. Это масштабный проект, по итогам которого будут оцифрованы более десяти тысяч документов.
«Проект «Цифровое техническое регулирование ЕАЭС» обеспечит цифровую трансформацию системы технического регулирования, в том числе цифровизацию процессов взаимодействия всех участников рынка», – подчеркнул министр по внутренним рынкам, информатизации, ИКТ ЕЭК Гегам Варданян.
В частности, речь идет об изготовителях, экспортерах, импортерах, поставщиках, потребителях, органах, осуществляющих оценку соответствия, уполномоченных органах государств-членов Евразийского экономического союза по техническому регулированию, национальных органах по стандартизации, аккредитации и других организаций.
«Задачи этого цифрового проекта очень амбициозны – мы ожидаем, что он станет новым драйвером развития и интеграции в сфере технического регулирования, позволит вывести систему на принципиально новый уровень. Его реализация способствует, во-первых, созданию цифровой среды разработки технических регламентов, что повлечет ускорение и повышение прозрачности установления и актуализации в рамках Союза единых требований безопасности. И во-вторых, за счет перевода технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов в машиночитаемый формат ускорится создание и вывод на рынок новой продукции, отвечающей актуальным обязательным требованиям», — отметил министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко.
Проект будет реализован в три этапа: в 2021 году будет развернута работа, в 2022–2023 годах – разработана система сервисов, в 2023–2024 годах планируется наполнение, ввод наднационального компонента и сервисов в промышленную эксплуатацию. Финансирование проекта будет осуществляться за счет средств Комиссии.
Проект разработан в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденными решением Высшего Евразийского экономического совета и механизмами реализации проектов в рамках цифровой повестки Союза.
Справка
В январе 2021 года принято решение о реализации проекта «Цифровое техническое регулирование ЕАЭС». Проект прорабатывается офисом управления инициатив ЕЭК совместно с блоками информатизации и технического регулирования, а также при активном участии заинтересованных органов и организаций государств ЕАЭС. Инициатором проекта является исследовательский центр «Международная торговля и интеграция».
Источник: ЕЭК
В ЕАЭС создается единый рынок ветеринарных препаратов
16 июля 2021 г.
Проект Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств в Евразийском экономическом союзе обсужден на совещании руководителей профильных уполномоченных органов государств ЕАЭС под председательством министра по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктора Назаренко. Результаты совещания позволяют говорить о скором создании в Союзе единого рынка ветеринарных препаратов.
Сторонам удалось снять разногласия по большинству последних спорных вопросов. Это означает, что проект единых наднациональных правил будет вынесен на дальнейшее рассмотрение органами Союза. Окончательное решение примет Совет ЕЭК.
«Сейчас, в соответствии с решением еще десятилетней давности, регистрация ветеринарных лекарственных препаратов осуществляется по национальным законодательствам государств нашего Союза, – отметил Виктор Назаренко. – Результаты такой регистрации взаимно признаются другими государствами-членами. Это дает право обращения ветеринарных лекарственных препаратов на таможенной территории ЕАЭС. Но практика применения этой нормы выявила ряд проблемных вопросов, негативно влияющих на рынок ветеринарных лекарственных средств Союза».
Принятие единых евразийских правил регулирования в этой сфере кардинально поменяет ситуацию.
Достигнув ряда концептуальных договоренностей, руководители уполномоченных органов стран ЕАЭС подчеркнули, что редакция отдельных положений соответствующего проекта решения Совета Комиссии будет дополнительно уточнена и согласована с экспертами сторон в ближайшее время.
Справка
В совещании приняли участие заместитель министра экономики Республики Армения Тигран Габриелян, заместитель министра здравоохранения Республики Армения Геворг Симонян, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Иван Смильгинь, заместитель председателя Комитета ветеринарного контроля и надзора Республики Казахстан Гулжан Нуртазина, руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.
Источник: ЕЭК