Статья Константина Владимировича Леонидова, и.о. генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ») опубликована в августовском номере журнала «Стандарты и качество».
С разрешения редакции приводим полный текст статьи под названием «Российский институт стандартизации – новая веха в развитии национальной системы стандартизации».
2021 г. объявлен в России Годом науки и технологий. Такой Указ подписал 25 декабря 2020 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин. Впервые наука возведена в ранг ключевых национальных приоритетов. Это даст ей мощную поддержку на федеральном уровне, позволит совершить технологический рывок. Глава государства отметил, что вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, четко показал колоссальную значимость науки и технологий во всех сферах деятельности человека, а вклад в научно-технологическое развитие страны заслуживает особого государственного признания.
«Укрепление научного потенциала России — это долгосрочная и системная работа. Идет развитие исследовательской инфраструктуры, создаются научные центры, разработана система поддержки молодых талантов, привлекаются к научным проектам наши соотечественники. Время показало, что такие шаги были правильными и своевременными», — подчеркнул Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации.
Структура Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее — Росстандарт, Агентство), обеспечивающая деятельность системы стандартизации и единство измерений, является преемницей структуры Госстандарта СССР во многих аспектах. Выдержав испытания первого десятилетия реформ новой России, она позволила сохранить высокий уровень компетенций в целом ряде стратегически важных отраслей экономики и промышленности.
Система стандартизации — значимый элемент государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, один из ключевых инструментов трансфера технологий в промышленность, нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Она доказала свою жизнеспособность, продемонстрировала потенциал, возможность стать источником технологического обновления и развития новых отраслей, таких как искусственный интеллект, аддитивные технологии, цифровые двойники и т.д.
Уникальность сегодняшней ситуации заключается в том, что Росстандарт как представитель государства, исторически играющий ключевую роль в системе стандартизации, сам готов к трансформации и выступает драйвером изменений. Их основная цель — создание национальной системы стандартизации на принципах саморегулирования, которые обеспечат ее гибкость по отношению к современным вызовам.
Президент Российской Федерации также отметил, что решение новых задач потребует мобилизации ресурсов и пересмотра многих требований: к сотрудникам, структуре ведомства, инфраструктуре.
Именно поэтому в целях внедрения более совершенной организационно-правовой системы управления реализацией государственной политики в области стандартизации, Росстандарт инициировал реформирование национальной системы стандартизации: на базе четырех подведомственных Агентству институтов стандартизации (ФГУП «ВНИИНМАШ», ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», ФГУП «ВНИИСМТ», ФГУП «Рособоронстандарт») создан единый институт, который согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 519-р именуется как Федеральное бюджетное учреждение «Российский институт стандартизации» (далее — Институт, ФГБУ «РСТ», Российский институт стандартизации).
Основные направления деятельности Института:
• формирование и ведение федерального информационного фонда стандартов;
• реализация программы национальной стандартизации;
• проведение экспертизы документов по стандартизации;
• информационное обеспечение национальной системы стандартизации;
• создание и ведение федеральных информационных систем;
• проведение научных исследований в области стандартизации и др.
В настоящее время в объединенном Институте работает около 500 специалистов, из них более 60 сотрудников имеют научные степени. Это позволяет реализовывать амбициозные задачи в сфере стандартизации.
Российский институт стандартизации должен стать одним из важнейших элементов трансформации системы стандартизации в Российской Федерации, ключевым организатором и инфраструктурным звеном поддержки деятельности технических комитетов (далее — ТК) по стандартизации. Это будет способствовать решению многих вопросов, в том числе финансовых: неизбежно появятся крупные компании, которые захотят инвестировать в работу ТК по стандартизации, имеющие интересные проекты по разработке, внедрению, информационному сопровождению стандартов, обучению специалистов.
Среди основных системных функций Института: разработка программ стандартизации; методологическое обеспечение работ по стандартизации; проведение научно-исследовательских работ; разработка и ведение современных баз и банков данных, которые позволят обеспечить максимальное вовлечение экспертов в работы по стандартизации, создать экспертную платформу нового уровня, повысить осведомленность бизнеса и общества о стандартизации и ее преимуществах.
Для эффективной реализации задач и функций, стоящих перед Институтом, необходимо существенно расширить коммуникации с участниками работ по стандартизации на протяжении всего цикла создания документов. Российскому институту стандартизации следует выстроить долгосрочное, перспективное и взаимовыгодное сотрудничество с Российским союзом промышленников и предпринимателей и другими отечественными бизнес-ассоциациями и корпорациями.
Как отмечает руководство Росстандарта, «…мы во многом привыкли, что Госстандарт был «большим отцом», который делал все для всех, а после этого имел право спрашивать за неприменение и невыполнение стандартов. Это была очень жесткая система. Перейти за достаточно короткий период от одних административных подходов к открытому диалогу со всеми, для кого эта работа проводится, непросто. Трансформация национальной системы стандартизации может произойти только когда все участники поймут необходимость изменений. Это не система Росстандарта или Российского института стандартизации, а коренные метаморфозы скоординированного взаимодействия государства, бизнеса и общества».
Цель объединения — ускорение процесса становления национальных стандартов и других документов по стандартизации, которые должны быть направлены, в том числе на создание высококачественной продукции в различных отраслях, ускоренное внедрение инновационных решений на базе инструментов стандартизации. Отметим, что Федеральным законом от 30.12.2020 г. № 523-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» введено понятие «техническая спецификация (отчет)». Внесение указанного вида документов в корпус документов по стандартизации соответствует общепринятой международной практике применения инструментов стандартизации в целях трансфера инноваций на рынок. Институт готов сотрудничать с ТК по стандартизации и экспертным сообществом для формирования стратегии развития инновационных процессов в стране на базе инструментов стандартизации.
Еще одна новелла законодательства о стандартизации касается установления правовых рамок в целях расширения внедрения цифровых технологий в процедуры разработки документов по стандартизации.
Рассмотрим этот аспект более подробно. Институт ставит перед собой цели: трансформировать основные процессы, лежащие в области стандартизации; создавать, управлять и поставлять технические данные из документов в цифровом виде; обеспечивать сокращение временных затрат и максимальную прозрачность разработки документов; оперативно предоставлять доступ к документам по стандартизации в едином циф-ровом пространстве — экосистеме стандартизации; организовать комфортную работу всех участников системы.
Экосистема стандартизации создается как единое пространство для взаимодействия всех участников работ по стандартизации, а также лиц, заинтересованных в применении документов по стандартизации. Таким образом, основными потребителями сервисов, реализуемых в рамках экосистемы, станут не только разработчики документов и ТК по стандартизации, но и специалисты по стандартизации и качеству на предприятии.
Фактически стратегическая цель Института — переход к экосистеме стандартизации:
• реализующей наилучшие практики и научно обоснованные технологии анализа, разработки, распространения и применения документов по стандартизации;
• гарантирующей вовлечение в разработку стандартов всех заинтересованных лиц на недискриминационной основе;
• обеспечивающей согласованное взаимодействие участников работ по стандартизации в рамках выполнения программ социально-экономического развития страны;
• предлагающей клиентоориентированную систему информационного обеспечения стандартизации.
Институт планирует принимать участие в создании методологии использования цифровых документов по стандартизации, в том числе в подготовке проекта основополагающего национального стандарта Российской Федерации, устанавливающего общие положения и классификацию цифровых стандартов.
При создании экосистемы стандартизации планируется использовать сервис-ориентированную архитектуру, основанную на модульном подходе к разработке программного обеспечения с использованием компонентов, оснащенных стандартизированными интерфейсами для взаимодействия по стандартизированным протоколам. Этот подход обеспечит:
• гибкие возможности предоставления доступа к сервисам в зависимости от функциональной роли пользователей;
• независимость от используемых платформ и инструментов разработки, масштабируемость и управляемость создаваемых систем;
• снижение стоимости реализации проекта за счет включения в экосистему уже функционирующих сервисов;
• доступность сервисов для широкого круга пользователей цифровых платформ.
Предусматривается создание среды обеспечения разработки и применения документов по стандартизации в виде цифрового контента со структурируемым набором данных с использованием соответствующих шаблонов, тематических справочников, классификаторов и данных из Федерального информационного фонда стандартов (далее — Фонд) для унификации информации и создания активных связей между компонентами в различных документах.
Переход на сервис-ориентированную модель распространения документов обеспечит пользователям доступ к актуальным цифровым ресурсам с информацией о планируемых изменениях документов, их отмене, экспертной поддержкой по вопросам применения, возможностью совместной работы с документами и интеграции с производственными или информационными средами.
Реализация модуля электронного редактирования в онлайн-режиме обеспечит публичность и доступность разработки посредством проведения онлайн-обсуждения проектов документов, получения обратной связи от экспертов и электронного голосования.
Интеграция существующих сервисов на базе эксплуатируемых информационных систем позволит организовать информационное сопровождение работ по стандартизации, автоматизированное выполнение запросов по предоставлению документов из Фонда, в том числе зарубежных документов и выполнение их переводов. Персонифицированная работа заинтересованных лиц над проектом нового документа с возможностью автоматизированного получения доступа к документам Фонда в единой экосистеме позволит усилить контроль за соблюдением нормативных актов по стандартизации в части распространения документов по стандартизации, авторских прав, минимизировать риски информационной безопасности данных.
Консолидация требований из документов по стандартизации и их предоставление в едином информационном пространстве в цифровом контенте обеспечит возможность разработки SMART-стандартов, что даст возможность управлять ключевыми требованиями к жизненному циклу продуктов и процессов.
Выполнение указанных мероприятий обеспечит сокращение временных затрат Института и повышение качества услуг:
• предоставление документов из Фонда на безвозмездной основе;
• распространение документов по стандартизации и доступ к информационным ресурсам;
• разработка проектов, редактирование и нормоконтроль документов по стандартизации;
• переводы документов по стандартизации;
• информационное сопровождение деятельности ТК по стандартизации;
• эксплуатация информационных ресурсов, гарантирующих информационное обеспечение стандартизации.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. До 2017 г. в базах данных Фонда документы национальной системы стандартизации размещались в электронно-цифровой форме исключительно в формате pdf. Перевод документов Фонда в машиночитаемый формат позволит одновременно решать очень широкий спектр актуальных задач: публиковать материалы в виде веб-страниц с гиперссылками как внутри документа, так и на иные документы и источники, адаптировать содержание стандарта к различным цифровым платформам и т.д. для их последующего использования непосредственно на предприятиях, применять в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. По состоянию на 12 июля 2021 г. в машиночитаемый формат переведено уже более 13 тыс. документов национальной системы стандартизации.
В сфере «традиционной» стандартизации в настоящее время формируется институт кураторов из числа сотрудников Института, регулярно проводятся мероприятия по повышению квалификации, организации эффективного взаимодействия с ТК по стандартизации. Этот подход также связан с ведением секретариатов ТК как по актуальным областям деятельности, так и в рамках решения системных вопросов повышения эффективности работ по стандартизации в отдельных областях, требующих усиления или развития.
Важные задачи, которые следует решить на этом треке:
• содействие снижению среднего возраста документов национальной системы стандартизации и сокращение среднего срока разработки стандартов;
• выработка предложений по закреплению фонда стандартов за ТК по стандартизации;
• активизация работ ТК по проверке актуальности действующих документов национальной системы стандартизации;
• содействие согласованию проектов стандартов со смежными ТК по стандартизации;
• организация мониторинга исполнения программы национальной стандартизации;
• увеличение доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников и собственных средств предприятий;
• участие Института в формировании программ стандартизации по приоритетным направлениям развития;
• активизация работы с экспертным и бизнес-сообществом за счет формирования востребованного пакета услуг Института;
• популяризация стандартизации, в том числе в приоритетных областях развития науки и техники.
В сфере оборонной стандартизации Институт планирует:
• включение организации в перечень предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
• расширение взаимодействия с головными организациями по стандартизации;
• создание электронного отраслевого фонда стандартов;
• взаимодействие с Минпромторгом России, Госкорпорацией «Роскосмос», Главным управлением вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации с целью формирования отраслевого фонда стандартов;
• сбор отраслевого фонда стандартов у предприятий-держателей подлинников отраслевого фонда стандартов;
• оптимизацию и обеспечение обновления фонда документов по стандартизации оборонной продукции, проведение систематической работы по оценке научно-технического уровня действующих документов по стандартизации оборонной продукции и вовлечение предприятий промышленности в деятельность по оборонной стандартизации, методическую координацию деятельности всех заинтересованных сторон при выполнении работ по стандартизации оборонной продукции.
Говоря о деятельности Института, следует отметить, что ФГБУ «РСТ» осуществляет функции управления Национальной системой сертификации (далее — НСС), возложенные на него Росстандартом в целях развития и регулирования рынка добровольной сертификации в Российской Федерации. Деятельность в рамках НСС осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы по оценке соответствия: 58 органов по сертификации, 73 испытательных лаборатории, включая лаборатории Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Минсельхоза России, государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта.
Объекты оценки соответствия НСС: продукция, процессы, системы менеджмента, услуги, работы, персонал.
Заявители, которые прошли сертификацию в НСС, получают право маркировать свою продукцию, сопроводительную документацию к продукции, услугам (работам) и системам менеджмента:
• знаком, используемым для маркирования объектов, прошедших сертификацию в НСС на соответствие требованиям национальных и межгосударственных стандартов (знак национальной системы стандартизации);
• знаком, используемым для маркирования объектов, прошедших сертификацию в НСС на соответствие стандартам организации, техническим условиям и иным документам по стандартизации (знак ранее действовавшей системы сертификации ГОСТ Р);
• QR-кодом, который позволяет продемонстрировать информацию о качестве и безопасности сертифицированных в НСС объектов всем заинтересованным лицам.
Важное направление развития области применения НСС — взаимодействие Института с системами добровольной сертификации определенной отраслевой направленности в рамках заключенных партнерских соглашений, результаты деятельности по подтверждению соответствия которых будут размещены в информационной системе НСС.
Учитывая важную роль стандартов в реализации требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее — ТР ЕАЭС), Институт формирует Центр компетенций в сфере технического регулирования. Это позволит: эффективно проводить анализ ТР ЕАЭС и поддерживающих их стандартов; разрабатывать рекомендации по корректировке перечней стандартов, закрепленных за Минпромторгом России; осуществлять научно-техническую поддержку ведения Единых перечней продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в рамках национального режима подтверждения соответствия).
Развитие национальной системы стандартизации связано в том числе с привлечением молодых ученых и специалистов в эту сферу. Выборочный анализ программ подготовки бакалавров и магистров по специальностям «Стандартизация и метрология» и «Управление качеством», а также учебников и учебных пособий показал, что их содержание «застряло» в начале 2000-х гг. Если не переломить эту опасную тенденцию, вузы по-прежнему будут готовить «недоспециалистов» в сфере стандартизации. Институт сможет обеспечить эффективное взаимодействие с учебными заведениями, оценку и анализ программ подготовки современных специалистов в области стандартизации. Заключены соглашения с рядом технических университетов страны, которые предусматривают в том числе актуализацию программ подготовки молодых специалистов и стажировку в Институте.