30 августа 2021 г. впервые вступил в силу ГОСТ Р 59546—2021 «Бортовые устройства, обеспечивающие поддержание работоспособного состояния водителя, для безопасного вождения на основе анализа электродермальной активности. Технические требования и методы испытаний».
Стандарт распространяется на бортовые устройства, предназначенные для установки на транспортные средства категорий M (транспорт с небольшой мощностью двигателя и объёмом до 50 кубов и N (транспортные средства для перевозки грузов).
Устройство должно обеспечивать поддержание работоспособного состояния водителя для безопасного вождения на основе анализа электродермальной активности (электрическая активность кожи на ладонях или пальцах рук водителя). При этом устройством определяются следующие состояния работоспособности: нормальное; переходное (требуется подтверждение работоспособного состояния водителем) и неработоспособное. Делается это на основе анализа сигналов электродермальной активности (ЭДА) и рациональных действий по управлению транспортным средством. Водителю предоставляется информация о его функциональном состоянии с помощью визуальной и звуковой индикации. Также происходит обмен данными с диспетчерским пунктом (центром). Устройства используют контроль работоспособного состояния водителя для включения биологической обратной связи, требующей активного ответного действия водителя для подтверждения его работоспособного состояния, тем самым возвращая водителя в контур управления транспортным средством.
Использование устройств решает задачи: определение перехода водителя из работоспособного состояния в неработоспособное (стандартом указывается вероятность опасной ошибки метода регистрации); предоставление водителю информации о его функциональном состоянии с помощью визуальной и звуковой индикаций; предупреждение водителя о наступлении переходного состояния работоспособности; регистрация в энергонезависимой памяти и отправление сообщения о состоянии работоспособности водителя в диспетчерский пункт (центр).
Устройство состоит из:
- бортового блока обработки навигации и коммуникации (приводятся диапазоны работы в сетях подвижной связи (с поддержкой пакетной передачи данных и обеспечением процедуры передачи управления из одного диапазона в другой) — GSM 900/GSM 1800 и способ поддержки пакетной передачи GPRS);
- бортового блока интерфейса пользователя;
- датчика электродермальной активности, который должен обеспечивать визуальную и осязательную индикации значимых событий в процессе функционирования. В рабочем положении его корпус размещается на запястье руки водителя.
При этом кодирование осязательных сигналов должно быть осуществлено изменением параметров вибрации на руке человека; визуальная индикация представлена на цветном светодиодном индикаторе. Датчик ЭДА должен поддерживать криптографическую защиту передаваемых данных в беспроводном соединении и обеспечивать беспроводное соединение с блоком обработки навигации и коммуникации в соответствии со спецификацией Bluetooth в части Bluetooth Low Energy (с низким энергопотреблением), при этом датчик выполняет в соединении роль периферийного устройства.
Конструктивно блок обработки навигации и коммуникации представляет собой единый блок на жестком основании. Его устанавливают в кабине транспортного средства в автономном корпусе. Место установки должно обеспечивать надежное беспроводное соединение с датчиком ЭДА в рабочем положении. Бортовой блок интерфейса пользователя конструктивно представляет собой единый блок на жестком основании. Его устанавливают в зоне, защищенной от прямого воздействия наружного воздуха, в пределах досягаемости водителем с пристегнутым ремнем безопасности кнопки «Подтверждение работоспособности». Конструкция блоков должна обеспечивать любой тип установки — вертикальный, горизонтальный, на наклонной или изогнутой поверхности.
Надежность устройства характеризуется средней наработкой на отказ (не менее 10 000 ч) и средним сроком службы (не менее 5 лет).
Периодичность технического обслуживания устройства ЭДА должна соответствовать периодичности технического обслуживания транспортного средства. Техническое обслуживание в процессе эксплуатации должно быть обеспечено без демонтажа составных частей устройства.
Устройство должно допускать транспортирование в тарной упаковке автомобильным, железнодорожным, водным, морским и авиационным видами транспорта в герметизированных отсеках без ограничения дальности перевозок, взлетов и посадок.