15 марта 2022 года вступили в силу 3 новых стандарта. Сегодня остановимся на них подробнее.
ГОСТ 6713-2021 «Прокат из конструкционной стали для мостостроения. Технические условия».
Межгосударственный стандарт принят взамен ГОСТ 6713-91 «Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения». Документ распространяется на прокат, предназначенный для изготовления стальных конструкций железнодорожных, автодорожных, совмещенных, городских и пешеходных мостовых сооружений.
По видам прокат подразделяется на толстолистовой, широкополосный универсальный, сортовой и фасонный. По форме сечения, размерам и предельным отклонениям он должен соответствовать определенным требованиям. К примеру, толстолистовой предназначается для высокой и особо высокой плоскостности.
Прокат изготовляют из стали марок: 09Г2СД, 10ХСНД, 14ХГНДЦ и 15ХСНД. По химическому составу стали, необходима указанная в документе массовая доля элементов. Так, для марки 09Г2СД количество элемента Mn – 1,30 – 1,70 %; Si – 0,50 – 0,80 %; Cu – 0,15 – 0,30 %.
Прокат производят с гарантией свариваемости. Ее обеспечивают технологией изготовления, с соблюдением всех требований к химическому составу стали, а также углеродным эквивалентом по ковшовой пробе, величина которого не должна превышать: 09Г2СД — 0,43 %; 10ХСНД — 0,48 %; 14ХГНДЦ — 0,54 %; 15ХСНД — 0,48 %.
ГОСТ Р 59887-2021 «Легкорельсовые транспортные средства. Общие технические требования. Методы проверки».
Национальный стандарт введен впервые. Распространяется на легкорельсовые транспортные средства (ЛТС), предназначенные для движения на линиях городского электрифицированного транспорта шириной колеи 1000 мм, 1435 мм и 1524 мм с питанием от однопроводной контактной сети.
Основные габаритные размеры ЛТС должны соответствовать следующим значениям: ширина – не более 2550 мм; длина – определяется в зависимости от конкретных условий эксплуатации, в том числе от длины посадочных площадок; габаритная высота с опущенным токоприемником – не более 3900 мм; а высота верхней точки оборудования, расположенного на крыше – не более 3700 мм.
Размеры кузова ЛТС и конструкция тележек должны обеспечивать зазор безопасности между средством и опорой контактной сети, расположенной в междупутье.
Что касается пассажирских ЛТС, необходимы рассчитанные нагрузки для несущих металлоконструкций: номинальные — от массы пассажиров, сидящих на местах и стоящих из расчета 5 человек на 1 м²; максимальные — от массы пассажиров, сидящих на местах и стоящих из расчета 10 человек на 1 м².
Для грузовых ЛТС расчет проводится по максимальной грузоподъемности, для специальных ЛТС – по максимальным нагрузкам от специального оборудования.
ГОСТ Р 59888-2021 «Легкорельсовые транспортные средства. Система торможения. Требования и методы проверки» также, как и вышеупомянутый документ, введен впервые.
Из стандарта следует, что система торможения должна обеспечивать: замедление или остановку движущегося средства; неподвижное состояние в стоящем положении; регулирование скорости на уклоне.
Усилие на органе управления не должно превышать при ручном приводе — 60 Н; при ножном — 70 Н. Орган управления — контроллер водителя (многопозиционный коммутационный аппарат). Что касается стояночной тормозной системы – она должна обеспечивать на чистых и сухих рельсах неподвижное состояние трамвая при максимальной технической массе на уклоне 9 %.
При служебном торможении тормозные свойства проверяют при следующих условиях: горизонтальный прямой участок пути, сухие и чистые рельсы; номинальная нагрузка.
Для проверки системы торможения ЛТС разгоняют до нормативной скорости движения 40±4 км/ч и выполняют торможение при максимальной установке контроллера. Фиксируют такие параметры, как начало торможения, скорость, пройденный путь, изменение замедления, временной интервал. Далее определяют тормозной путь, среднее установившееся замедление, среднее замедление за период торможения.