17 мая 2022 года Российский институт стандартизации (ФГБУ «РСТ») принял участие в круглом столе «Новые подходы к оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», организованном техническим комитетом по стандартизации «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» (ТК 066) совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».
Цель мероприятия – обсуждение применения государственными заказчиками положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года № 2604 в части правил оценки заявок участников закупок.
ФГБУ «РСТ» представляли директор Департамента технического регулирования и экспертно-аналитической работы, ответственный секретарь ТК 066 Александр Сергеевич Исаев и заместитель генерального директора Любовь Александровна Бондарь.
В своем выступлении А.С. Исаев остановился на сложившейся практике применения национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации при осуществлении государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг, а также проинформировал о выявленных (неправильных) подходах со стороны государственных заказчиков при применении таких стандартов.
«Самым распространённым нарушением является применение заказчиком стандарта ГОСТ Р 66.0.01– 2017 в качестве документа, определяющего деловую репутацию лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с ОКВЭД, для которых нет разработанных и утвержденных национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации», – сообщил он.
Докладчик отметил, что в связи со сложившейся ситуацией руководством ТК 066 принято решение о создании системы мониторинга работы систем добровольной сертификации (СДС) по оценке опыта и деловой репутации, целью которой станет выявление недобросовестных СДС, а основной задачей – формирование и ведение открытых общедоступных электронных реестров сертификатов соответствия и органов по сертификации их выдавших.
«Ключевой задачей системы мониторинга станет обеспечение доверия всех заинтересованных лиц, в том числе и государственных заказчиков к результатам сертификации оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Вторым этапом развития данной системы, в целях формирования единого государственного реестра сертификатов соответствии и инфраструктуры качества, будет ее интеграция с Национальной системой сертификации, созданной Росстандартом, руководящим органом которой в настоящее время является Российский институт стандартизации», – подчеркнул А.С. Исаев.
Л.А. Бондарь в своем докладе рассказала о законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в сфере добровольного подтверждения соответствия, и о применении результатов сертификации при оценке заявок государственными заказчиками. Она обратила внимание слушателей на имеющиеся в условиях действующего законодательства проблемы функционирования систем добровольной сертификации, среди которых выделила следующие:
- отсутствие законодательного регулирования сферы добровольного подтверждения соответствия и обязательной регистрации систем добровольной сертификации, а также контроля за деятельностью органов по сертификации, функционирующих в системах добровольной сертификации, и нормативных правовых актов, устанавливающих основные правила функционирования систем добровольной сертификации продукции, услуг, систем менеджмента;
- в 90% только зарегистрированных системах добровольной сертификации работы по добровольному подтверждению соответствия проводят органы по сертификации, не прошедшие аккредитацию в Национальной системе аккредитации, соответственно при полном отсутствии контроля за их деятельностью.
«Наиболее популярным объектом добровольной сертификации в нашей стране являются системы менеджмента. Это объясняется, во-первых, заинтересованностью хозяйствующих субъектов в получении сертификата соответствия для участия в тендерах и конкурсах. А, во-вторых, сертификаты соответствия системы менеджмента могут применяться при определенных схемах обязательного подтверждения соответствия продукции, в том числе на соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС», – отметила Л.А. Бондарь и предложила для однозначного понимания процесса и выработки единых подходов к применению национальных стандартов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг организовать обучение (семинар) по данной теме на базе ФГБУ «РСТ» для государственных, муниципальных и частных заказчиков.