Ко Дню железнодорожника, который отмечался вчера 4 августа, Стандартинформ подготовил краткий обзор двух новых стандартов на тему вагонов для грузовых железнодорожных перевозок. Документы вступили в действие 1 августа.
ГОСТ 7409-2018 «Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля» заменяет стандарт 2009 года и распространяется на грузовые вагоны (кроме специальных) из низколегированной стали (крытые вагоны, полувагоны, платформы, думпкары, цистерны для перевозки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, хопперы для перевозки минеральных удобрений, зерна, цемента, вагоны для транспортирования автомобилей) при эксплуатации на железнодорожных путях колеи 1520 (1524) мм.
Согласно документу, все работы по окрашиванию грузовых вагонов, включая подготовку поверхности и выдержку окрашенного вагона, проводятся в специализированных помещениях: малярный цех, окрасочно-сушильная камера, дробеструйная камера при температуре окружающей среды не ниже 15оС и влажности воздуха не выше 80%, если иное не оговорено инструкцией к лакокрасочным материалам. Помещения должны быть оборудованы местной и общей приточно-вытяжной вентиляцией, чтобы содержание вредных веществ в воздухе не превысило предельно допустимых концентраций. Однако по согласованию с заказчиком допускается проводить выдержку окрашенных вагонов в крытых помещениях вне малярного цеха.
Подготовка поверхности перед окрашиванием регламентируется соответствующими ГОСТами. Лакокрасочные и противокоррозионные материалы также нормируются требованиями стандартов. В документе приводится перечень рекомендуемых лакокрасочных и вспомогательных материалов.
Стандарт приводит требования к толщине, внешнему виду и стойкости покрытия. Срок службы покрытий на наружных поверхностях грузовых вагонов при использовании двухкомпонентных и однокомпонентных материалов с повышенной толщиной слоя покрытия определяется 12-тью годами, а при использовании только однокомпонентных материалов – шестью. Покрытия внутренних металлических поверхностей кузовов крытых вагонов с деревянной обшивкой должны служить 15 лет, а без обшивки для перевозки пищевых продуктов, в том числе зерна – семь при использовании одно- и двухкомпонентных материалов с повышенной толщиной покрытия. Покрытие ходовой части всех вагонов имеет срок службы 3 года.
Стандарт содержит требования безопасности труда и охраны окружающей среды при проведении работ по окрашиванию грузовых вагонов и затрагивает аспекты контроля их качества и гарантии.
ГОСТ 34434-2018 «Тормозные системы грузовых железнодорожных вагонов. Технические требования и правила расчета» вводится на территории Российской Федерации впервые и распространяется на вновь проектируемые тормозные системы для вагонов, используемых на путях с колеей 1520 мм.
Тормозная система должна обладать эффективностью, обеспечивающей остановку состава в пределах нормативного тормозного пути. Для груженых вагонов тормозной путь при скорости до 90 км/ч включительно и пневматическими тормозами на ровном участке пути должен быть не более 1060 м, а для порожних – не более 720 м. Документ приводит нормативные показатели тормозного пути и для других скоростей: больше 90 км/ч, но до 100 км/ч; от 100 до 120 км/ч включительно; от 120 до 140км/ч и от 140 до 160 км/ч включительно.
Тормозная система во всем диапазоне допустимой скорости движения вагона должна обеспечивать торможение без юза колесных пар.
Документ содержит требования к пневматической и исполнительной частям тормозной системы, креплению тормозного оборудования, переключающим устройствам и приводит правила расчета эффективности тормозных систем.
В приложениях к стандарту приведены рекомендуемые значения расчетной силы нажатия тормозных колодок на ось в пересчете на чугунные колодки, правила приемки и методы контроля тормозных систем. Справочное приложение содержит пример расчета тормоза.