Сегодня — 25 марта — в нашей стране вступают в силу 11 новых национальных стандартов комплекса ГОСТ Р 60 — роботы и робототехнические устройства. Они касаются терминов, определений, рабочих характеристик и методов испытаний мобильных сервисных роботов для работы в экстремальных условиях.
Цель стандартов комплекса ГОСТ Р 60 — повышение интероперабельности (улучшение взаимодействия) роботов и их компонентов, а также снижение затрат на их разработку, производство и обслуживание за счет стандартизации и унификации процессов, интерфейсов и параметров.
Рассмотрим некоторые из вновь вступивших в силу стандартов подробнее.
ГОСТ Р 60.0.0.5-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Мобильные роботы. Термины и определения». В этом документе содержатся термины и определения, используемые для описания мобильности, передвижения и других аспектов, связанных с мобильными роботами — колесными и шагающими. Среди них:
мобильный робот — робот, способный передвигаться под своим собственным управлением. Он может представлять из себя мобильную платформу с манипуляторами или без;
походка — схема циклического движения ног при передвижении шаганием;
стыковка — процесс подхода и/или соединения со станцией, оборудованием или другой мобильной платформой для выполнения поставленного задания.
ГОСТ Р 60.6.3.11-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Методы испытаний сервисных мобильных роботов для работы в экстремальных условиях. Взаимодействие человека с роботом при выполнении поисковых работ. Произвольные лабиринты на сложной местности». Действие этого стандарта распространяется на телеуправляемых мобильных роботов, которые по своим массогабаритным параметрам сопоставимы с человеком. Документ устанавливает порядок проведения и методы испытаний, испытательное оборудование и показатели для количественной оценки способности телеуправляемых наземных роботов осуществлять поисковые работы в лабиринте. Основной целью использования роботов в аварийно-спасательных операциях является повышение безопасности и эффективности работы сотрудников аварийно-спасательных служб, которая проходит в опасных средах и труднодоступных местах. При многократном выполнении попыток, результаты испытаний робота статистически демонстрируют надежность выполнения им задания и таким образом обеспечивают заказчика испытаний достоверными данными по применимости этой техники.
ГОСТ Р 60.6.2.1-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Cервисные мобильные роботы. Частные требования безопасности к роботам-газонокосилкам с аккумуляторным питанием». Этот стандарт устанавливает требования безопасности к электрическим роторным роботам-газонокосилкам с аккумуляторным питанием. В документе рассматриваются опасности, которые могут возникнуть, если использовать этих роботов не по назначению. Так, например, конструкция роботов-газонокосилок должна обеспечивать надлежащую защиту от риска травмирования людей посторонними предметами, которые могут быть отброшены вращающимся режущим инструментом; она должна исключать возможность воспламенения или поражения электрическим током в результате неправильной работы.
ГОСТ Р 60.6.3.14-2019 «Роботы и робототехнические устройства. Рабочие характеристики и соответствующие методы испытаний сервисных. мобильных роботов. Часть 1. Передвижение колесных роботов». Каждый робот, выполняющий задания, полезные для человека или оборудования (за исключением применения в целях промышленной автоматизации), обладает набором рабочих характеристик: номинальной скоростью, параметрами торможения, максимальной скоростью на склоне, движением через порог и др. В данном стандарте прописаны цели, средства, порядок проведения и результат испытания каждого из параметров, характеризующих производительность робота. К примеру, цель испытания «движение через порог» — определить максимальную высоту препятствия, которое способен преодолеть робот без каких-либо повреждений. На испытательном стенде должны быть предусмотрены два порога: короткий и длинный. Попытку считают неудачной, если робот не смог полностью переехать через порог или если корпус мобильной платформы, за исключением колес, коснулся поверхности перемещения при выполнении маневра.