Сегодня, 28 апреля, отмечается Всемирный день охраны труда.
Кратко расскажем о новом стандарте, касающемся обучения безопасности производства.
В конце прошлого года в нашей стране впервые введен ГОСТ Р 58355-2019 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства».
Документ распространяется на мобильные, сетевые, автономные и смешанные формы организации электронного обучения безопасности производства.
Стандарт разработан для того, чтобы защитить жизнь и здоровье служебного персонала с помощью эффективного электронного обучения безопасности производства и применим к дистанционным образовательным технологиям.
Он устанавливает требования ко всем системам информационной модели компетенций работника по безопасности производства (ИМК БП), применение которых является хорошим инструментом для организации дистанционных занятий, и которые гарантируют приобретение устойчивых компетенций в данной области.
ИМК БП — это совокупность взаимосвязанных формализованных сведений о работнике, отражающая состояние и характер профессиональных знаний, навыков, умений по безопасности производства, позволяющая определить направления его обучения, включая индивидуальную подготовку, и обеспечивающая надлежащий обмен данными о компетенциях и связанной с ними информацией в системах электронного обучения безопасности производства.
Структура ИМК БМ объединяет в себе модули формирования и оценки профессиональных качеств работника и различных сведений о нем.
В модуле персональных и профессиональных сведений должны содержаться актуальные персональные данные о работнике, включая фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения, номер страхового полиса, общий стаж работы, и профессиональные сведения, включая наименования профессий, стаж работы по каждой профессии.
В модуле формирования профессиональных компетенций работника должны находится сведения об образовании работника, его аттестации за весь период трудовой деятельности, опыте производственной деятельности.
Модуль профессиональных компетенций работника должен содержать сведения о компетенциях работника по безопасному исполнению профессиональных обязанностей, применению средств индивидуальной защиты, предотвращению воздействия опасных производственных факторов.
В модуле оценки профессиональных компетенций работника - характеристики нештатных ситуаций и аварий в результате действий работника, производственного травматизма работника, производственного травматизма иных лиц в результате действий работника, производственно-обусловленной заболеваемости работника и иных лиц в результате его действий.
Каждый модуль представляет собой группу блоков, которая обеспечивает реализацию завершенного цикла операций и действий с взаимосвязанными сведениями и персонифицированной профессиональной информацией в виде качественных и количественных характеристик компетенций, используемых для формирования эффективных индивидуальных программ обучения безопасности производства, при оценке профессиональной пригодности.
Все способы, которыми пользователь может взаимодействовать с ИМК БП вместе с программными средствами, обеспечивающими формирование информационной модели, представляют собой интерфейс информационной модели компетенции безопасности производства.
Качество интерфейса определяется, исходя из того - сколько времени потратил пользователь для достижения заданного уровня знаний, навыков и компетенций по безопасности производства при работе с программными средствами ИМК БП и того, - как хорошо приобретенные знания сохраняются по истечении некоторого времени; какова скорость выполнения действий программными средствами ИМК БП.
При работе с ИМК БП следует применять интеллектуальный интерфейс, доступный и понятный пользователю. Сообщения и результаты, выдаваемые программными средствами, не должны требовать дополнительных пояснений, а применяемые метафоры должны быть легко узнаваемые. Система решений и рекомендаций должна предъявляться в виде экранных образов и электронной документации.
Применение ИМК БП позволяет составить индивидуальные программы подготовки, инструктирования и аттестации работника, в соответствии с его компетентностью; сформировать у него устойчивые навыки, знания и компетенции в сфере безопасности производства; оценить профессиональные компетенции работника по безопасности выполнения заданий с использованием показателей последствий нештатных ситуаций и производственного травматизма.