15 мая 1935 года открылась первая линия Московского метрополитена — от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов.
В День 85-летия столичного Метро поговорим о ГОСТ Р 57208—2016 «Тоннели и метрополитены. Правила обследования и устранения дефектов и повреждений при эксплуатации».
Этот документ является нормативной основой для контроля конструктивной безопасности тоннелей и метрополитенов.
Стандарт предназначен для оценки технического состояния и выбора способа восстановления проектных характеристик конструкций транспортных тоннелей (автодорожных и железнодорожных) и метрополитенов при эксплуатации.
Обследовать тоннели и метрополитены нужно для того, чтобы определить текущее техническое состояние сооружений и их элементов и, на основе полученных данных, сформировать оценку фактических показателей качества конструкций (прочности, водонепроницаемости и т.д.), чтобы затем определить состав и объем работ по восстановлению проектных и эксплуатационных характеристик, ремонту или реконструкции сооружения.
Обследование технического состояния подземных транспортных сооружений выполняются во всех случаях нового строительства в технических зонах подземных транспортных сооружений.
Мониторинг конструкций тоннелей и метрополитенов включает в себя визуальное и инженерно-инструментальное обследование с проведением геофизического (сейсмоакустического) обследования заобделочного пространства тоннелей и грунтового массива и геодезическо-маркшейдерские работы.
Для конструкций и сооружений, находящихся в нормативном (исправном) техническом и работоспособном состояниях, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях на сооружение возможна без ограничений. При этом для конструкций, сооружений, вмещающего грунтового массива или грунтового основания, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться требование периодических обследований в процессе эксплуатации.
При ограниченно работоспособном состоянии конструкций сооружений, вмещающего грунтового массива или грунтового основания контролируют их состояние и проводят мероприятия по восстановлению или усилению конструкций грунтового массива или грунтового основания с последующим проведением мониторинга технического состояния (при необходимости).
Эксплуатация транспортных тоннелей и метрополитенов при аварийном состоянии конструкций, вмещающего грунтового массива или грунтового основания запрещается. Устанавливают обязательный режим мониторинга.